Школа Души Божественного Космоса
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Фанталов Алексей - Индейцы Месоамерики

Перейти вниз

Фанталов Алексей -  Индейцы Месоамерики Empty Фанталов Алексей - Индейцы Месоамерики

Сообщение автор dimslav Сб Апр 10, 2021 11:04 am

Фанталов Алексей -  Индейцы Месоамерики

1:

Индейцы Месоамерики
Индейцы Центральной Америки.
 
 
История индейцев Месоамерики развивалась в почти полном отрыве от цивилизаций Старого Света. Правда, иногда утверждается обратное. Так, например, Лев Гумилев говорит о продолжавшихся до начала нашей эры через Берингов пролив контактах и о том, что тюрко-монгольский верховный титул "каган" (или "хан") происходит от дакотского "wakan".
Некоторые исследователи полагают, что существовала некая "циркумполярная цивилизация" (по аналогии с "циркумпонтийской" и, более актуальной для нас "циркумбалтийской") вокруг Северного Ледовитого океана, объединявшая эскимосов, тлинкитов (индейцев Аляски), народы Северной Евразии. Якобы архетип замка Святого Грааля и противостоящего ему центра зла, возглавляемого Клингзором, был калькой с дихотомии "белый вигвам - черный вигвам" (кто смотрел "Твин Пикс").
Иногда идут еще дальше, утверждая, что контакты, причем регулярные, происходили и на Западе, через Исландию и Гренландию (путь, открытый викингами, а может быть, даже древними кельтами) и римским папам понадобилось сперва "закрыть Америку", чтобы потом ее "открыть" вновь, с такой жестокостью.
Здесь, правда, надо сказать, что как раз Ватикан немало сделал ради защиты порабощенных индейцев от алчности конкистадоров. Папская булла (выпущенная весьма оперативно), признавала за индейцами право считаться людьми (причина сомнения коренилась в том, что в Библии ничего не было сказано о жителях Америки, и не ясно, к кому возводить их генеалогию - к Хаму, Симу или Иафету). С другой стороны, повышенная беззащитность индейцев перед конкистадорами, отчасти заключалась в разрушении их собственной культуры как целостной системы в результате идеологического проникновения католической доктрины.
Следует отметить некоторые базовые культурологические особенности американских цивилизаций, роднящих их с восточноазиатскими: поклонение солнцу, культ Змея и скругленный угол, лежащий в основе многих изображений (скругленный уголљ присутствует в культурах Шан Инь и Чжоу - знаменитые ритуальные бронзовые треножники, но вытесняется в более позднем китайском искусстве).
Лингвистическая классификация коренных народов Америки крайне запутана. Особняком стоят эскимосы, относимые к эскимосско-алеутской языковой семье и являющимися поздними пришельцами с юго-востока (в Гренландии, например, они появились позже викингов, сокрушив последних).
Аборигенами Америки являются индейцы, хотя, разумеется, последние также пришли из Азии. Причем было несколько волн переселений (наиболее ранняя - около 30 тыс. лет до н.э.), которые накладывались друг на друга, создавая крайне пеструю картину. Поэтому языковое разнообразие в Америке велико, как нигде в мире.
С точки зрения развитой мифологии, нас интересует, прежде всего, Центральная Америка (Месоамерика), где сложился один из двух очагов цивилизации. Второй был в Южной Америке (область Анд и прилегающие территории). Однако там индейцы то ли не имели письменности, то ли она была уничтожена создателем инкской империи Пачакути, дабы лишить завоеванные народы культурной памяти и обеспечить унификацию отдельных частей державы.
На прочих территориях (леса и прерии Северной Америки, джунгли Амазонии и пампы южной Америки) существовало множество варварских племен, оставивших мифологическое наследие, интересное этнографам, но не любителям развитой мифологии, включающей креативные и эсхатологические мифы.
 
Индейцы Центральной Америки.
 
 
Итак Месоамерика. Ее история уходит корнями достаточно глубоко. К VIII - IX вв. до н.э. (на Ближнем Востоке в это время свирепствовали асирийцы) в районе Мексиканского нагорья и побережья Мексиканского залива существовала культура ольмеков.  В числе прочего, от нее сохранились фигурки, изображающие мужчин, подвергшихся кастрации (видимо ритуальной).
После ольмеков возникали и гибли разнообразные локальные культуры. Но фундамент месоамериканской цивилизации заложили тольтеки, контролировавшие большую часть нынешней Мексики.
Именно они создали религию и мифологию, которые заимствовали и развивали их великие наследники - ацтеки и майя.
Майя долгое время существовали несколько особняком в Центральной Америке. Они образовывали конфедерацию, в которой время от времени власть захватывали правители отдельных городов (подобно тому, как это происходило в Шумере и Аккаде),
История майя делится на два периода. Во время первого, называемого "классическим", (I тыс. н.э.) их города процветали у подножия полуострова Юкатан. В эту эпоху майя и подверглись вторжению тольтеков и их мощному культурному воздействию.
Второй период относится ко времени, получившему название "зрелого средневековья". Майя забросили свои древние города и перебрались на полуостров Юкатан, где основали такие знаменитые центры, как, например, Чичен-Ица.
Причины подобного переселения не вполне понятны. Вообще говоря, города майя были недолговечны, что иногда объясняется истощением близлежащих сельскохозяйственных угодий в результате примитивного землепользования.
Здесь следует несколько слов сказать о технологических особенностях цивилизаций Месоамерики. Условно их можно сопоставить с цивилизациями Древнего Востока. "Древневосточный" уровень индейцев сохранялся до их завоевания испанцами в XVI веке н.э. Значит, с технологической точки зрения, индейцы "отставали" в развитии от народов Старого Света.
Данный факт можно объяснить по-разному. Утверждается, что освоение американских просторов потребовало от индейцев чрезмерно больших энергетических затрат (особенно, с учетом меридиональной протяженности обоих континентов и необходимости при переселениях каждый раз приспосабливаться к новому климату).
Говорится об особом географическом ("геополитическом") расположении месоамериканского и андского очагов американских цивилизаций, об их изолированности друг от друга и невозможности межкультурного обмена (например, месоамериканской письменности и андской железной металлургии).
Наконец, внимание обращается на отсутствие в местной фауне животных, пригодных к тягловому использованию (одна южноамериканская лама, на которой, вследствие ее слабосильности, можно перевозить лишь ограниченный по весу груз). Америка – родина лошадей, но там они почему-то вымерли еще до появления человека.
Кстати, индейцы так и не изобрели колесо (хотя иногда пишут, что у инков существовала некая колесная игрушка для детей). Это по поводу обывательского пренебрежения к интеллектуальной деятельности - дескать, открытие произошло, "потому, что должно было произойти" в силу неких "объективных" причин. Неблагодарные пользователи забывают, каких трудов и самопожертвования творцу стоит его открытие, и как их собственные предки ему всячески мешали Smile.
Тем не менее, когда испанцы завезли в Америку своих лошадей, и те, одичав, превратились в мустангов, индейцы в пампах и прериях быстро их освоили, создав конницу. Но даже в этом случае, они перевозили поклажу не на телегах, а на оригинально устроенных волокушах.
Возвращаясь к майя, отметим их наиболее известные достижения - календарь (который, правда, уступал в точности древнеегипетскому) и ступенчатые пирамиды, на вершине которых находился маленький храм, где и совершался религиозный ритуал. Между прочим, именно этот (а не египетский) тип пирамиды архитектор Щусев заимствовал при создании Мавзолея В.И. Ленина в Москве.
Вообще, уровень архитектуры и изобразительного искусства, а также литературы (если судить по "Пополь Вух" - эпосу киче - южного ответвления майя) был весьма высок, хотя поздний период (в отличие от "классического") отличался некоторым декадентством, упадком большого стиля.
 
Индейцы Центральной Америки. Ацтеки.
 
И здесь мы переходим к "ассирийцам" Нового Света - ацтекам. Они пришли на Мексиканское нагорье с севера (приблизительно с территории современного штата Техас). К тому времени великая цивилизация тольтеков рухнула под ударами северных варваров чичимеков. Последние, впитав многое из тольтекского наследия, перешли к оседлости, основав собственные города. Города на мексиканском нагорье в эту эпоху строили и другие народы. Таким образом, ситуация характеризовалась, с одной стороны, этнокультурным плюрализмом (что облегчало внедрение новому этносу), с другой - высокой плотностью населения и нехваткой свободного места для поселения.
Ацтеки (сами они называли себя теночки) шли на юг, неся перед собой изваяние национального бога Уицилопочтли. Бог указал им на огромное озеро, где господство над плодородными землями и рыбными угодьями делили несколько крупных городов-государств. И здесь теночки проявили свою потрясающую пассионарность.
Они неожиданно захватили пустынный и оспариваемый многими друг у друга остров и за одну ночь укрепились на нем. Затем сумели найти могущественного покровителя. Далее, искусно лавируя в сложной политической обстановке, ацтеки постоянно наращивали свою силу. Свободной земли больше не было, поэтому их пловцы ныряли в озеро и в корзинах поднимали плодородный ил, который затем, при помощи плавучих конструкций, превращался в продолжение ацтекского острова.
На острове возник новый город - Теночтитлан, который вступил в коалицию с двумя другими. Значение третьего города, со временем, сошло на нет, а второй - Тескоко превратился в "древнемексиканский" Париж, «культурную столицу».
Главенство, таким образом, быстро перешло к ацтекам. Они сломили сопротивление остальных владений, и овладели всем бассейном озера. Дальнейшие походы поставили под контроль ацтеков все Мексиканское нагорье, до владений майя.
При этом нельзя видимо говорить о вхождении данной территории в "империю" (подразумевающей известное равенство ее частей). Скорее, можно охарактеризовать эту территорию, как "зону господства" ацтеков.
Господство это было весьма жестоким. Первый министр Тлакаэлель, с благословения своего владыки учредил (или возродил) тольтекский "культ цветов", где под цветами понималась жертвенная человеческая кровь. Зависимые народы были обязаны высылать некие безоружные "армии", которые ацтеки "брали в плен", а затем приносили в жертву, на таких же, как у майя ступенчатых пирамидах-теокалли.
На вершине оного сооружения жрец вскрывал грудь пленнику обсидиановым ножом и вынимал трепещущее сердце (причем жертва не должна была иметь каких-либо физических недостатков). Отчеты испанских конкистадоров сообщают, что в подвалах этих пирамид хранились десятки тысяч черепов (впрочем, возможно, что их количество и завышалось испанцами, дабы оправдать собственные зверства).
Иногда в Теночтитлане устраивались состязания по игре в мяч, после которых проигравшую команду так же приносили в жертву.
Причиной подобного кровопролития было катастрофическое мироощущение ацтеков (а, возможно, и тольтеков). Они полагали, что каждые 25, а, особенно, 50 лет мир подвергается угрозе гибели вследствие утраты сил солнцем. Согласно мифологии, четыре раза такая вселенская гибель уже происходила. Жертвенная кровь и должна была поддержать угасающие силы светила.
Такое мироощущение, отчасти, напоминает мироощущение людей после Второй мировой войны, когда человечество жило в страхе перед ядерной катастрофой. Карл Юнг говорит об утрате "целостности" и о том, что опасность лежит не столько вовне (ядерный удар), сколько внутри самого человека. Пример с ацтеками говорит, что он был прав.
Неудивительно, что подобное правление вызвало сильнейшее недовольство завоеванных народов. Поэтому, когда пришли испанцы, к ним присоединились десятки тысяч индейцев, которых конкистадоры вооружили огнестрельным оружием. Вместе они сокрушили в тяжелых боях ацтекскую ярость. Власть, разумеется, досталась испанцам.
 
Индейцы Центральной Америки. Катастрофа.
 
Сходный процесс наблюдался и в Южной Америке. Инки, подобно ацтекам были молодым пассионарным народов, господствовавшим над дикими племенами и старыми, "усталыми" цивилизациями. Инки, правда, не практиковали геноцид, однако ломали естественную человеческую природу, создав яркий образчик тоталитарного государства. В этом государстве были отличные дороги, государственный контроль над производством и, даже, социальное обеспечение стариков и инвалидов. Однако при этом подавлялась всякая инициатива, а браки, например, заключались по указаниям местных властей. Поэтому империя инков (4 - 10 млн жителей и 300 тыс. солдат при полной мобилизации!) рухнула еще быстрее ацтекской.
То же самое произошло с государствами муисков на территории современной Колумбии. Их правители также были непопулярны.
Как ни странно, дольше всех держались города майя. С одной стороны, они находились в труднопроходимых джунглях, с другой - династы и подданные принадлежали к одному этносу и одной культуре. Последний город - Тейясаль, находившийся на острове, сдался испанцам в самом конце XVII века, немного не дотянув до XVIII.
Самое странное произошло с индейской цивилизацией - она полностью исчезла ("широтная евразийская цивилизация соприкоснулась с меридиональной американской, в результате чего последняя аннигилировалась"). Сохранились лишь памятники материальной культуры, да отдельные свитки исторических и религиозных текстов ("кодексы"). Но, не живая традиция.
Это весьма удивительный факт. Колониализм (в той или иной форме) заполучил господство на всех континентах. Но, освободившись, Индия, Китай, исламский мир продолжили свою линию развития. Больше всего пострадала Африка, однако, например, древние религиозные культы и мифы по-прежнему живы.
К тому же, испанцы не проводили сознательного геноцида, в отличие от политики англосаксов. В ментальности последних довлели протестантские (конкретнее - кальвинистские) принципы. Эти принципы, в частности, гласят, что одни люди от рождения предназначены к вечному спасению, а другие - к вечному проклятию. В Европе, таким образом, под "спасенными" подразумевали богачей, под "проклятыми" - бедняков. В Новом Свете под последними удобно было подразумевать индейцев (или завезенных негров). Данная концепция, хотя и имеет в качестве своего предтечи Блаженного Августина (одного из отцов церкви V века н.э.), все же, по сути, является откатом от христианства и возвратом к Ветхому Завету. Она отчасти напомнила о себе в событиях двадцатого столетия.
Католики рассуждали иначе и, несмотря на жестокость конкистадоров ("мужчина должен быть свиреп" - исп.), происходила активная метисация населения, а индейские вожди - касики получали испанское образование, должности и дворянские звания.
Гумилев здесь говорит еще и об этнической комплиментарности между католиками и индейцами (а также мусульманами и жителями Восточной Азии). Протестанты (англо-германская Европа), с его точки зрения комплиментарны православным и обитателям внутренней Азии и Индии. Можно скептически относиться к выводам ученого, однако, вот интересное подтверждение с совершенно неожиданных сторон. В своих статьях известный политолог Сергей Кургинян пугает назревающим блоком континентальной Европы, исламского мира и Китая
С другой стороны,   Фукуяма, автор некогда нашумевшей статьи "Конец истории" в другой своей работе пишет об особенностях капитализма в различных странах. По его данным, в отличие от англо-саксонской и японской моделей, где преобладают крупные корпорации, во франко-итальянской, а также китайской доминируют семейные фирмы.
Итак, мгновенная гибель древних цивилизаций Америки труднообъяснима. Обычно сосредоточиваются на военно-технологическом превосходстве испанцев: огнестрельное оружие, латы. Кавалерия наводила на индейцев суеверный ужас - конь и всадник, укрытые попоной от стрел, казались единым существом (здесь уместно вспомнить, какое страшное опустошение в типологически сходных с месоамериканской цивилизациях Древнего Востока производила скифская конница в седьмом веке до н.э.).
Правда есть и серьезные возражения: испанцев было очень немного, несколько сотен человек в каждом конкретном случае. Им противостояли обширные организованные государства с воинственными и доселе победоносными армиями, обладавшими базами и системой снабжения, и способные к длительному партизанскому сопротивлению. Обсидиан рубит не намного хуже металла, а полотняные доспехи, пропитанные солью - неплохая защита (между прочим, воины знаменитой македонской фаланги носили льняной панцирь).
Кстати, японцы в XVI веке сумели создать собственное производство огнестрельного оружия (правда, Япония, по сравнению с индейской Америкой, находилась на значительно более высоком технологическом уровне) и предотвратили опасность вторжения.
Португальцы, правда, осуществили идеологическое проникновение на Японские острова (около трети населения вместе со своими князьями, уже приняли католичество). Однако режим сегуната, установленный Токугава Ияэсу сумел противостоять и в духовной сфере, для чего, в конечном счете, пришлось "закрыть" страну. Вооруженные силы Страны восходящего солнца два с половиной века стояли на страже "блистательной изоляции".
Инкским же руководством хотя и рассматривался вариант захвата лошадей у испанцев и создание производства огнестрельного оружия, но оно на это не пошло (а, может быть, не смогло пойти). Цивилизованные индейцы не смогли противостоять испанцам и в идеологической сфере. Здесь, кстати, надо отметить и феномен Кецалькоатля.
 
Индейцы Центральной Америки - Рождение нового мира.
 
В тольтекской культуре чрезвычайно важную роль играл Кецалькоатль ("Змей, покрытый перьями кецаля") - бог-демиург, культурный герой, покровитель людей. Он правил тольтеками в их древней столице Толлан, до тех пор, пока по проискам своего брата и соперника, ягуароликого бога Тескатлипоки (воплощавшего силы хаоса) не согрешил, и был вынужден покинуть страну, отплыв на восток. Покидая Толлан, он обещал вернуться и восстановить справедливость.
Наследие тольтекской культуры жило и в городах майя, и в ацтекской державе. Кроме того, Кецалькоатль был бородат (борода  монголоидных индейцев явление чрезвычайно редкое), а одним из его символов являлся крест. Поэтому, прибытие бородатых испанских конкистадоров в Америку (именно с востока), было воспринято значительной частью именно как возвращение древнего бога. В случае с ацтеками, сказались и мессианские чаяния покоренных племен, ожидавших избавления от тирании. Да и завоеватель Теночтитлана Кортес активно поддерживал данную легенду.
Таким образом, причины постигшей древнеамериканскую цивилизацию катастрофу носят, видимо комплексный (или, быть может - телеологический) характер.
История Латинской Америки, начиная со второй половины 16 - начала 19 века (времени обретения независимости) неизвестна большинству. А, между тем, в этот период происходило сложение, фактически, нового суперэтноса (или цивилизации), получившего название «Иберийской» (в честь Иберийского полуострова, где располагаются Испания и Португалия). На базе этнической метисации индейцев и испанцев  и слияния разнообразных элементов культур.
И, осознав свое единство, новая цивилизация начала борьбу за самоопределение. В 18 веке в Мексике произошло грандиозное восстание).
К началу 19 века главными этническими группами Мексики (сердцевидной страны испаноязычной Америки) были креолы (белые, родившиеся в стране), метисы и индейцы. Вначале они добились изгнания испанской администрации. Но основная борьба разгорелась между метисами и креолами. Поскольку креолы были тесно связаны с католической церковью, их противники выступили под либеральными, масонскими знаменами (став компонентом мирового революционного движения 19 века).
Метисы победили, и до сегодняшнего дня Латинская Америка является секуляризованной территорией. Вследствие господства либеральной доктрины для  нее характерны слабая социальная защищенность и (вопреки потугам отдельно взятых диктаторов) высокая проницаемость границ для потоков сырья и капиталов (идущих, понятно, в каком направлении). То есть, избавившись от испанского контроля, Латинская Америка подпала под куда более сильный контроль США, оказавшись, таким образом, частью глобального общества гораздо раньше России.
Латинская Америка, с ее чудовищно огромными мегаполисами (в Мехико порядка сорока миллионов человек), большую часть которых занимают трущобы; с ее нестабильностью и военными переворотами стала притчей во языцах. Появился даже соответствующий термин - "бразилизация". Но ее демографический потенциал очень велик, а значит – Иберийская цивилизация имеет будущее.
 



dimslav

Сообщения : 3039
Дата регистрации : 2017-04-29
Возраст : 52

Вернуться к началу Перейти вниз

Фанталов Алексей -  Индейцы Месоамерики Empty Re: Фанталов Алексей - Индейцы Месоамерики

Сообщение автор dimslav Сб Апр 10, 2021 11:04 am

2:

История и мифология индейцев Месоамерики. Творение.
 
"На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекухтли и Омесиуатль, мужского и женского начал.
Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги. Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный Тескатлипока (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был Кецалькоатль (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин Уицилопочтли (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела".
Фактически, речь идет о трех богах (поскольку Красный и Черный Тескатлипока являются проявлениями одного и того же образа), которые образуют триаду, напоминающую индийскую Тримурти. Кецалькоатль в этой схеме выражает творческое начало, Уицилопочтли - охранительное, Тескатлипока - разрушительное (в Индии, соответственно: боги Брахма, Вишну и Шива).
Эти главные боги создали огонь, календарь, воду и землю.
 
 
Коатликуэ – "Наша змеиная мать", в мифах ацтеков богиня земли и смерти. Однажды, когда она поднялась на вершину горы, чтобы принести жертву, с неба упал шар из перьев. Коатликуэ спрятала его за пояс и вскоре родила Уицилопочтли – бога голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, одного из триады великих богов индейцев Центральной Америки, национального бога ацтеков.
Вверху показан Мишкоатль – "Облачный змей", посылающий шар.
 
 
 
История и мифология индейцев Месоамерики. Творение.
 
"Итак, Ометекухтли и Омесиуатль сотворили четырех братьев: Красного Тескатлипоку, Черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли. Прошло шестьсот лет, в течение которых боги ничего не делали. По прошествии этого времени четыре брата собрались, чтобы решить, что же делать дальше. Кецалькоатлю и Уицилопочтли дали задание сотворить огонь. Также боги сотворили Полусолнце, которое не освещало мир в достаточной степени.
Потом сотворили мужчину и женщину, и дали им имена Ошомоко и Сипактональ; мужчину послали обрабатывать землю, а женщину - прясть и ткать. Женщине дали зерна маиса, с помощью которых она должна была совершать обряды. Также сотворили календарь для того, чтобы измерять время, он состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.
Потом сотворили Правителя и Правительницу Подземного мира - Миктлантекухтли и Миктекасиуатль, для того, чтобы они правили в Миктлане - Мире Мертвых.
Затем сотворили тринадцать небес и воду, а также рыбу Сипактли, для того, чтобы она жила в воде.
Сотворили бога воды, Тлалока, и его сестру Чальчиуитликуэ (чье имя означает: Та, Что В Юбке Из Зеленого Камня), которые жили в доме с четырьмя комнатами и двором, где находились четыре больших сосуда с водой, с помощью этой воды они делали дождь. Тлалок сотворил себе множество маленьких помощников - тлалоков, - чтобы они помогали ему делать дождь.
Потом опять собрались четверо братьев-богов, из рыбы Сипактли сделали Землю, которую назвали Тлальтекухтли".
 
Сипактли – в мифах индейцев Центральной Америки чудовищное женское существо с жабьей головой, имеющее на каждом суставе морду ящерицы или лягушки. Кецалькоатль (у ацтеков, тольтеков и майя бог-создатель людей и носитель культуры) и его брат и соперник ягуароликий Тескатлипока (бог звездного неба, севера и холода, бог-разрушитель) спустили ее с небес и создали землю (миф о первосуществе).
 
"От брака первого мужчины и первой женщины родился сын, которого назвали Пильцинтекухтли. Так как у него не было жены, боги сделали ему жену из волос богини Шочикецаль. От этого брака родились все остальные люди.
Потом, увидев, что сотворенное ранее Полусолнце почти не давало света, боги решили сделать настоящее Солнце".
 
История и мифология индейцев Месоамерики 8. Четыре эры.
 
Первая эра - «Четыре ягуар» (Оцелотонатиух).
 
"Бог ночного неба Тескатлипока, Дымящееся Зеркало, был первым, кто сделался Солнцем. Так началась первая эпоха. Другие боги сотворили людей-гигантов, которые не работали и не возделывали землю, а только питались плодами.
Но Солнце не двигалось на небе так, как положено, в полдень уже наступала ночь, и тигры пожирали людей. Холод и темнота окутывали землю.
Бог Запада, Кецалькоатль (Пернатый Змей) ударил Тескатлипоку своим посохом, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в тигра, вышел на землю и пожрал всех гигантских людей. Так земля снова стала необитаемой, а вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет. Так окончилась первая эпоха в истории человечества - эпоха Первого Солнца. Это произошло в год четвертый Оцелота, или Тигра (4 Оцелотль)".
 
Вторая эра - «Четыре ветер» (Эхекатль).
 
"Тогда Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог Запада сделался Солнцем, и началась вторая эпоха. Землю вновь населили люди. И было спокойно на Земле некоторое время.
Тогда Тескатлипока превратился в тигра и одним ударом сбросил Солнце на землю. И опять земля осталась без Солнца.
Поднялся страшный ветер и повалил все деревья. Все, что было на земле, было унесено ветром. Большая часть людей погибла. Те люди, что остались в живых, превратились в обезьян. Это продолжалось 676 лет. Так окончилась вторая эпоха - Солнце Ветра. Это произошло в год четвертый Ветра (4 Эхекатль)".
 
Третья эра - «Четыре дождь» (Киауитонатиух).
 
"Тогда боги сделали Солнцем Тлалока, бога дождя и небесного огня. Так началась эра Третьего Солнца. Это продолжалось 364 года. И тогда Кецалькоатль сделал так, чтобы с неба падал огненный дождь.
Огонь упал с неба в виде молний. Вулканы открыли свои кратеры, и огонь пожрал землю. С неба падал песок и раскаленные камни. Большая часть людей погибла, а те, кто выжили, превратились в птиц.
Так окончилась третья эпоха - эпоха Солнца Огненного Дождя. Это случилось в год четвертый Дождя (4 Киауитль)".
 
Четвертая эра - «Четыре вода» (Атонатиух).
 
"Тогда Кецалькоатль сделал Солнцем сестру Тлалока, богиню воды Чальчиуитликуэ, Ту, Что В Юбке Из Зеленого Камня. Так началась эпоха Четвертого Солнца, которая продолжалась 312 лет.
Тескатлипока сделал так, что дождь не прекращался. В течение многих дней шел дождь, и землю затопило. Вода унесла растения, животных и людей. Те люди, которые остались в живых, превратились в рыб. Так окончилась эпоха Четвертого Солнца. Это случилось в год четвертый Воды (4 Атль).
Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю. Земля в любой момент могла развалиться на части. Тогда четверо главных богов собрались опять для того, чтобы поднять небо. Тескатлипока и Кецалькоатль превратились в большие деревья, а остальные боги помогли им поставить небо на свое место.
Четыре раза боги пытались сотворить человечество, и четыре раза мир был разрушен из-за вражды между Тескатлипокой и Кецалькоатлем. Опять было холодно и темно, и не было солнца".
 
Кецалькоатль отправляется в Миктлан
 
"Опять собрались боги, обеспокоенные судьбой человечества. Они спрашивали друг у друга, кто же теперь будет жить на земле. И наконец приняли решение. Необходимо было принести кости мертвых людей из Миктлана - Мира Мертвых, и из этих костей сотворить новых людей. Это задание было очень опасным, поэтому боги решили, что только Кецалькоатль может справиться с ним.
Кецалькоатль отправился в Подземный Мир. На пути ему встретилось много опасностей. Он перешел горы и пустыни, победил чудовищ, охранявших путь - Большую Змею и Коварную Ящерицу. На спине собаки переплыл темную реку, отделяющую Землю от Подземного Мира. И наконец, после четырех лет пути, прибыл в Миктлан, загадочное царство мертвых, место, где всегда темно и откуда нет выхода.
Там его ожидало последнее испытание - встреча с Правителем Миктлана.
Кецалькоатль увидел его восседающим на троне из костей и сказал:
- Я пришел забрать у тебя кости, которые ты хранишь.
И спросил у него господин Миктлана:

- Что ты собираешься с ними сделать, Кецалькоатль?

Пернатый Змей ответил ему:
- Мы сделаем из них новых людей.
Бог Миктлана, лживый и злой, кивнул ему головой, как будто соглашаясь. Но он готовил ловушку. И сказал:
- Хорошо. Я отдам тебе кости, если ты заставишь звучать мою раковину.
Кецалькоатль согласился. Но когда он взял в руки раковину и собрался подуть в нее, обнаружил, что в ней нет отверстия. Тогда он понял, что господин Миктлана обманул его.
Но все же он нашел выход, призвав на помощь земляных червей и пчел. Черви проделали отверстия в раковине, а пчелы влетели в нее, и раковина зазвучала.
Когда Миктлантекухтли, господин мертвых, услышал звучание раковины, он страшно разозлился, но не подал вида, и сказал Кецалькоатлю, чтобы тот забирал кости.
Кецалькоатль увидел, что с одной стороны лежали кости мужчин, а с другой - кости женщин. Он поднял их и завернул в свой плащ. В этот момент Правитель Миктлана закричал:
- Боги Миктлана! Он уносит драгоценные кости! Быстро выкопайте яму у него на пути, чтобы он не смог унести их!
Боги, населявшие Миктлан, быстро сделали это, и когда Кецалькоатль бежал, преследуемый птицами, которых также послал Миктлантекухтли, он споткнулся и упал и выпустил кости из рук.
Когда он поднялся, с грустью увидел, что кости рассыпались по земле. Многих не хватало, а остальные поломались либо были поклеваны птицами.
Тогда он сказал самому себе: "Я не выполнил задания. Но если я принесу эти оставшиеся кости, может быть, еще удастся что-то сделать". И тогда он поднял кости и отправился в обратный путь, туда, где ждали его остальные боги.
Богиня Сиуакоатль, Женщина-Змея измельчила кости и положила их в сосуд. И тогда Кецалькоатль окропил эти кости своей кровью. Так возникли новые люди, которые населили землю".
 
История и мифология индейцев Месоамерики. Пятая эра.
 
Пятая эра - «Четыре землетрясение» (Оллитонатиух).
"И вот уже вновь люди населяли землю, но было темно, потому что еще не было солнца. Опять все боги собрались вместе, чтобы выбрать того, кто будет Солнцем. Но никто не хотел становиться Солнцем, потому что для этого необходимо было пожертвовать жизнью.
Много раз спрашивали боги, не хочет ли кто-нибудь стать Солнцем, но никто на это не отваживался. Наконец поднялся один богато одетый господин и сказал:
- Я буду Солнцем!
И еще раз спросили боги, не хотел ли кто-нибудь еще стать Солнцем, и вышел еще один бог. Он был беден, из одежды на нем была только набедренная повязка, а тело его было покрыто язвами. Но он смело сказал:
- Я буду Солнцем.
Богатого господина звали Текусистекатль, бедного звали Нанауацин.
Затем и бедный, и богатый удалились, для того, чтобы подготовиться к церемонии. Четыре дня они должны были поститься и приносить дары богам.
Текусистекатль принес в дар драгоценные перья кетцаля, золотые слитки и украшения из нефрита и коралла. Ему очень нравилась идея, что когда он станет Солнцем, все будут ему поклоняться и восхищаться им.
Нанауацин же принес в дар сосновые ветки, орехи и колючки агавы, смоченные его собственной кровью. Это было все, чем он мог пожертвовать, но у него было чистое сердце, и он искренне желал помочь людям. Больше всего он хотел оправдать оказанную ему благосклонность богов, которые разрешили ему стать Солнцем.
Когда прошли четыре дня и четыре ночи, боги разожгли на вершине горы большой костер и встали по обе стороны его. В этот костер должен был броситься бог, пожелавший стать Солнцем, чтобы пройти очищение пламенем и взойти на небо.
Текусистекатль, одетый в лучшие одежды, в богато расшитом плаще и в украшении из белых перьев на голове, надменно прохаживался перед богами в ожидании начала церемонии. Нанауацин был так беден, что все его одежды и украшения были из бумаги.
Наконец церемония началась. Первой была очередь Текусистекатля. Он приблизился к костру, чтобы броситься в него, но жар был такой сильный, что бог не смог побороть свой страх. Он отступил и приблизился вновь, но снова ему не хватило смелости. Четыре раза он попытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу.
Настала очередь Нанауацина. Бедный Нанауацин не колебался. Он закрыл глаза и бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба.
Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его.
Говорят, что в это время пролетал мимо орел, и огромные языки пламени опалили его перья, с тех пор у орлов на концах крыльев перья черные. Также проходил мимо оцелот, и искры попали ему на шкуру, поэтому с тех пор у всех оцелотов пятнистые шкуры.
Все боги преклонили колени и в молчании ожидали выхода Солнца. Они смотрели во все стороны, так как не знали, откуда должно было появиться Солнце.
Вскоре один из богов воскликнул: "Смотрите! Смотрите!" Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.
Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи.
Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Солнце-Текусистекатля. Это убавило его блеск, сделало его более холодным и тусклым. Так появилась Луна. Поэтому лунные пятна напоминают кролика.
Потом и Луна, и Солнце остановились. И тогда боги решили принести в жертву собственную кровь. И Солнце и Луна вновь пришли в движение.
Эта эпоха должна была окончиться в год четвертый Движения (4 Оллин).
Согласно ацтекской мифологии, после сотворения мира боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер. Куда должен был броситься избранник, но все боялись сильного жара. Тогда "усыпанный бубонами" Нанауатль, страдая от страшной болезни, кинулся в огонь. Он стал солнцем под именем Тонатиу (символ – орел).
Картина показывает различные божества майя и ацтеков. Вверху слева – Ицпапалотль, бабочка с когтями ягуара (божество судьбы). Ниже – Тлалок, бог весеннего грома и дождя, в зубчатой короне. На переднем плане Кецалькоатль в своей змеиной ипостаси и Шочикецаль – богиня любви. Плодородия, домашних дел. В центре – Нанауатль, справа – Уицилопочтли, бог света, хранитель мира, в шлеме в форме колибри.
Они полагали, что каждые 25, а, особенно, 50 лет мир подвергается угрозе гибели вследствие утраты сил солнцем. Согласно мифологии, четыре раза такая вселенская гибель уже происходила. Жертвенная кровь и должна была поддержать угасающие силы светила.
В тольтекской культуре чрезвычайно важную роль играл Кецалькоатль ("Змей, покрытый перьями кецаля") - бог-демиург, культурный герой, покровитель людей, влыдка стихий, бог утренней звезды, покровитель жречества, бог близнецов и чудовищ. Он правил тольтеками в их древней столице Толлан, до тех пор, пока по проискам своего брата и соперника, ягуароликого бога Тескатлипоки (воплощавшего силы хаоса) не согрешил в состоянии опьянения с собственной сестрой, и был вынужден покинуть страну, отплыв на восток на плоте из змей. Покидая Толлан, он обещал вернуться и восстановить справедливость.
Наследие тольтекской культуры жило и в городах майя, и в ацтекской державе. Кроме того, Кецалькоатль был бородат (борода  монголоидных индейцев явление чрезвычайно редкое), а одним из его символов являлся крест. Поэтому, прибытие бородатых испанских конкистадоров в Америку (именно с востока), было воспринято значительной частью именно как возвращение древнего бога. В случае с ацтеками, сказались и мессианские чаяния покоренных племен, ожидавших избавления от тирании. Да и завоеватель Теночтитлана Кортес активно поддерживал данную легенду.

 

dimslav

Сообщения : 3039
Дата регистрации : 2017-04-29
Возраст : 52

Вернуться к началу Перейти вниз

Фанталов Алексей -  Индейцы Месоамерики Empty Re: Фанталов Алексей - Индейцы Месоамерики

Сообщение автор dimslav Сб Апр 10, 2021 11:38 am


dimslav

Сообщения : 3039
Дата регистрации : 2017-04-29
Возраст : 52

Вернуться к началу Перейти вниз

Фанталов Алексей -  Индейцы Месоамерики Empty Re: Фанталов Алексей - Индейцы Месоамерики

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения