Джон Нойс - Видение Софии. Представления о Богине как о Мудрости/Софии
Школа Души Божественного Космоса :: Мы живем в матрице (симуляции) :: Уэс Пенре :: Гнозис (Джон Лэш, Уэс Пенре - 6 уровень обучения, и другие)
Страница 1 из 1
Джон Нойс - Видение Софии. Представления о Богине как о Мудрости/Софии
Джон Нойс - Видение Софии
Представления о Богине как о Мудрости/Софии
Представления о Богине как о Мудрости/Софии
- 1:
На древнееврейском языке Мудрость называется Хохма, а на греческом - София. Наилучшее описание содержится в Книге Премудрости Соломона, вошедшей в римско-католическую Библию и в апокрифы к протестантской и еврейской Библиям и написанной на греческом языке около 100-50 гг. до н.э. в Александрии, Египет. В шестой главе Мудрость описывается следующим образом:
Мудрость сияет и расцветает, И ее легко увидят те, кто любят ее, и найдут те, кто ищут ее. Она спешит открыться тем, кто желает ее... Думать о ней – совершенный разум. И пребывание пробужденным в связи с ней - это короткий путь к душевному покою. Ибо она сама отправляется на поиски тех, кто достоин ее; на их повседневном пути она предстает перед ними с добрыми намерениями и в их целях встречается с ними на полпути. Истинное начало мудрости - желание учиться, а стремление учиться означает любовь к ней; любовь к ней означает соблюдение ее законов; соблюдение ее законов - залог бессмертия, а бессмертие приближает человека к Богу. Таким образом, стремление к мудрости ведет к становлению царственногсти.....
Далее в этом тексте мы находим следующее:
Хотя Она одна, но может все,
И, оставаясь в Себе, Она все обновляет...
Она могущественно простирается от одного конца земли до другого и упорядочивает все вещи.
Это перекликается с более ранним описанием Мудрости в Книге Притчей (8:22/23), где о ней говорится, что она "там от начала, от века, я была поставлена, прежде начала земли "1.
Английский историк-феминист Асфодель Лонг отмечает, что Мудрость - всегда женщина, и сравнивает ее с другими древними ближневосточными проявлениями Божественного женского начала, включая египетскую богиню Исиду, более ранних вавилонских богинь Астарту (Иштар) и Тиамат, эллинистических богинь Деметру, Рею и более раннюю Афину, а также более раннюю еврейскую богиню Ашеру2.
В поздней Римской империи было широко распространено почитание Исиды. Наиболее красноречиво это описано Луцием в его романе "Метаморфозы", датируемом примерно II веком н.э. Здесь он описывает, как Исида посетила его во сне, сказав:
Вот, Луций, я пришла, твой плач и молитвы побудили меня помочь тебе. Я - та, которая является естественной матерью всего сущего, владычицей и правительницей вселенной, начальницей божественных сил, царицей всех живущих на небе и в аду; по моей воле движутся планеты небесные и ветры морские. Мое божество почитается во всем мире под многими именами: фригийцы называют меня Пессинунтикой, матерью богов; афиняне - Афиной; киприоты - пафийской Афродитой; критяне - Дианой; сицилийцы - Персепиной; а элевсинцы - своей древней богиней Церерой, или матерью плодородия. Некоторые называют меня Юноной, некоторые Минервой, некоторые Герой, другие Беллоной, другие Гекатой, другие Рамнузией. Но эфиопы, живущие на Востоке, и египтяне, которые превосходны во всех видах древних знаний и своими надлежащими церемониями привыкли поклоняться мне, называют меня моим истинным именем - царица Исида3.
Этот отрывок представляет собой прекрасное обобщение многочисленных имен, под которыми в древнем мире поклонялись Божественной Женщине.
В библиотеке Наг-Хаммади, содержащей в основном коптские греческие тексты, мы находим ряд текстов, описывающих и восхваляющих Мудрость. Один из наиболее примечательных - троевидная Протеннойя, которая начинается так
Я - Протеннойя, мысль, пребывающая в Свете. Я - движение, пребывающее во Всем, Та, в ком Все обретает свою силу, Перворожденная среди тех, кто появился на свет, Та, что существует прежде Всего. Протеннойя зовется тремя именами, хотя пребывает одна, ибо Она совершенна. Я невидима в мысли невидимого. Я явлена в неизмеримых, невыразимых вещах. Я непостижима, обитающая в непостижимом. Я пребываю в каждом существе. ...
Я - Единая [женского рода], поскольку Я неосквернена. Я - Мать Голоса, говорящая многими способами, завершающая Все. Во Мне пребывает знание, знание вещей вечных. Это Я говорю в каждом создании, и Я была известна Всем. Это Я доношу звук Голоса до ушей тех, кто узнал Меня, то есть Сынов Света4.
Книга Бен Сира, известная также как "Мудрость Бен Сира" и " Экклезиастик", была написана на древнееврейском языке египетским евреем и переведена на греческий его внуком, Иисусом бен Сирахом. Она датируется, вероятно, вторым веком до н.э. и содержит стихи и изречения, аналогичные Книге притч. Здесь мы находим слова Мудрости:
Я вышла из уст Всевышнего и покрыла землю, как облако.
Я обитаю на высоких местах,
и престол мой - в облачном столпе.
Я одна охватила небеса и прошла по дну глубины.
Я властна над волнами морскими, и над всею землею, и над всяким народом и нацией"6.
Эти слова сопоставляются с более древними шумерскими стихами, произнесенными Божественной Женщиной: Рождающая Мать - я, в Духе я пребываю, и никто не видит меня В слове Ан я пребываю, и никто не видит меня.
Внутри Духа Я пребываю, и никто не видит Меня.
и с начальными словами Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог "7.
В Новом Завете христианской Библии упоминаний о женской Мудрости немного. Только в посланиях Павла (который никогда не слышал устного учения Иисуса Христа) мы впервые находим, что Мудрость приравнивается к распятому Христу (I Кор. 1:24) и где характеристики Софии/Мудрости вытесняются Христом Павла, в частности, в Первом послании к Колоссянам (1:5-20) и в Послании к Евреям (1:2-3)8.
В первые века развития христианской церкви значение Софии как Мудрости вызывало много споров. Во II веке н.э. гностики разработали сложную мифологию Софии, но она была отвергнута основной христианской традицией. Большинство раннехристианских авторов, следуя примеру Филона Александрийского, отождествляли Софию с Логосом и, таким образом, следуя Новому Завету, с Божественным началом в Иисусе Христе. Вопрос об определении Премудрости возникал и в великих богословских спорах IV века между арианами и их ортодоксальными оппонентами.9
В VI веке н.э. Боэций, ведущий философ своего времени, находился в тюрьме в ожидании смерти от пыток по приказу императора-варвара. Ему было видение, описание которого начинается так:
Когда я спокойно обдумывал эти мысли и давал волю своей печали с помощью пера, я увидел, что надо мной стоит женщина. Она была внушающей благоговение внешности, ее глаза горели и были острыми, что не свойственно мужчинам. Она была так умудрена годами, что я с трудом мог подумать, что она из моего поколения, но при этом она обладала ярким обликом и неувядающей энергией. Трудно было определить ее рост, так как иногда она была среднего человеческого роста, а иногда казалось, что макушкой она касается самого неба, а когда она поднималась еще выше, то пронзала его и пропадала из виду. Ее одежда была сделана из нетленного материала, из тончайших нитей, сотканных с тончайшим мастерством (позже она сказала мне, что сделала ее своими руками). Однако их цвет был затуманен какой-то пленкой от долгого забвения, как у статуй, покрытых пылью10.
Для Боэция этот образ - образ Философии, однако ряд историков последнего времени считают, что это видение - образ Софии, или Госпожи Мудрости11.
Немецкая христианская монахиня Хильдегард Бингенская (1098-1179) с самого раннего детства и до последних дней жизни получала видения Божественного, некоторые из которых можно интерпретировать как видения Госпожи Мудрости или Софии. Эти видения легли в основу серии необычных книг, которые послужили платформой для комментариев к действиям ее современников, как церковных, так и мирских.12 В конце жизни Хильдегард было видение, описание которого сохранилось в ее переписке:
Лежа долгое время на одре болезни, в 1170-й год от воплощения Господа, я увидела - бодрствуя телом и духом - прекраснейший образ женского облика, несравненный в нежности, дорогой в своих прелестях. Красота ее была столь великолепна, что человеческий разум не мог ее постичь, а высота ее достигала от земли до неба. Лицо ее сияло величайшим блеском, а взор был устремлен в небо. Она была одета в чистейший белый шелк, ее покрывал плащ, усыпанный драгоценными камнями - изумрудами, сапфирами и жемчугом; сандалии ее были из оникса. Но лицо ее было покрыто пылью, платье порвано с правой стороны, плащ утратил свою изящную красоту, а сандалии заляпаны грязью. И воскликнула она... "Лисицы имеют свои логова, и птицы небесные - свои гнезда, а у меня нет ни помощника, ни утешения, ни посоха, на который бы я могла опереться, ни опоры "13.
Это видение имеет очевидное сходство с более ранним видением Боэция VI века. Параллели между этими двумя видениями поразительны. Для Хильдегарды образ становится метафорой вопросов, связанных с моралью и коррупцией в физической церкви на земле, как это показано в других ее видениях Экклесии (например, в Scivias 2:3). Для Боэция этот образ - философия и пренебрежение разумом среди его современников. Можно с определенным успехом утверждать, что на видение Хильдегарды повлияло ее воспоминание об описании предыдущего видения.14
Видения Божественного женского начала в образе Госпожи Мудрости или Софии не ограничивались иудейской и христианской традициями. Чтобы продемонстрировать это, обратимся к великому суфийскому мастеру Ибн аль-Араби (1165-1240 гг.)15 Родившийся в Андалусии (Испания) во влиятельной и религиозной семье (два его дяди были суфиями) и получивший образование в Севилье, в то время великом центре исламской культуры и образования, молодой Ибн аль-Араби учился у многих суфийских мастеров, включая двух женщин-шайхов, Шамса из Марчены и Фатиму из Кордовы, последняя была для него как духовная мать16. В 1200 г. (н.э.), следуя вещему сну, он навсегда покинул Испанию. В следующем году он достиг Мекки, где во время обхода вокруг К'абы встретил Низам, одаренную девушку великой красоты, которую он увидел окруженной небесной аурой духовного света и понял, что она является живым воплощением Софии, Божественной Мудрости. Следует отметить, что некоторые считают, что сам термин "суфий" произошел от греческого Sophia.11 Его стихи, восхваляющие Низам как проявление Божественной Мудрости, вызвали гнев мусульманских ортодоксов, но увековечили память о ней. Одно из самых известных: "Она смутила всех ученых ислама:
Она сбила с толку всех сведущих в исламе
Всех, кто изучал псалмы
Каждого иудейского раввина
Каждого христианского священника.18
В другом стихе Ибн аль-Араби пишет:
Даже мысль о ней вредит ее утонченности.
Если это так, то как же ее можно правильно увидеть таким несовершенным органом, как глаз?
Ее мимолетное чудо ускользает от мысли.
Она находится за пределами видимого.19
Опыт Ибн аль-Араби повторил примерно восемьдесят лет спустя другой поэт, итальянец Данте Алигьери (1265-1321), когда он впервые увидел юную Беатриче Портинари, которая стала его воплощением женской мудрости в "Божественной комедии "20.
II
Именно в трудах немецкого христианского мистика Якоба Бёме (1575-1624) мы находим зачатки современного понимания Софии. Для создания своего уникального и сложного богословского синтеза Бёме опирался на предшествующие иудейские каббалистические и христианские мистические традиции, а также на собственную интроспекцию. Его образ Софии как вечного отражения Бога напоминает каббалистическое представление о Шехине. Его представление о семи духах-фонтанах, образующих Вечную Природу, материальный аналог Девы Премудрости, имеет параллели с более ранними идеями швейцарского духовного алхимика Парацельса (1490-1541 гг.)21.
Хотя Бёме явно ощущал действие Божественной Мудрости в своих мистических переживаниях, он не включал в свои труды описания видения Софии.22 Для этого нам необходимо обратиться к английским мистикам XVII века, известным как бехеменисты23 , которые находились под влиянием трудов Бёме, и в частности к Джону Пордейджу (1608-1681) и его окружению.
Как заметил один историк, "в лице доктора Пордейджа мы имеем полностью развитый софийный мистицизм".24 Пордейдж оставил описания нескольких видений Софии, в том числе:
Когда я обратил свой взор внутрь моей новой земли и решил посмотреть, как продвигается работа по обновлению, София быстро прошла передо мной и открылась мне со следующими словами: "Я пришла со своим очистительным и очищающим огнем в мою землю, чтобы очистить твою землю от всякой нечистоты, окалины и олова "25.
Это личное, разговорное видение Софии, явно отличающееся от более абстрактного опыта Бёме, имеет параллели в видениях более поздних почитателей Софии, таких как последовательница Пордейджа Джейн Лид и русский философ XIX века Владимир Соловьев.26 Однако для Пордейджа София не является полностью отождествленной со Святым Духом или третьим членом Троицы, о чем София ясно говорит ему в одном из его видений:
Это глупые философы, которые смешивают меня, Мудрость, с Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Ибо я есть сила и дух, отличные от Святой Троицы, но единые со Святой Троицей27.
Под влиянием трудов Якоба Бёме и комментариев Джона Пордейджа, в доме которого она прожила несколько лет и вместе с которым основала Филадельфийское общество, Джейн Лид (1623-1704) имела несколько видений Божественной Женщины в образе Софии. В первом видении София сказала ей:
Вот я - Вечная Божья Дева-Мудрость, о которой ты спрашивала; я открою тебе сокровища глубокой Божьей Мудрости и буду для тебя, как Ревекка для Иакова, истинной Природной Матерью; ибо из моего чрева ты будешь рождена, как Дух, зачатый и рожденный вновь; это ты узнаешь по новому движению жизни, возбуждающему и дающему беспокойство, пока Мудрость не родится во внутренних частях твоей Души. Подумай теперь о сказанном мною, пока я не вернусь к тебе снова".
Через три дня снова явилась София, сияющая и в короне, и сказала:
Узри меня как Мать свою и знай, что ты должен вступить в Завет, чтобы подчиниться Законам Нового Творения, которые будут тебе открыты".
Слова Джейн Лид:
Затем она протянула Золотую Книгу с тремя печатями на ней, сказав: "Здесь сокрыты глубокие чудеса Мудрости Иеговы, которая была запечатана, чтобы никто не мог и никогда не смог разорвать её, кроме тех, кто явится из её Девы-Потомства; кто будет принимать её Законы и хранить их, поскольку они будут ежедневно возникать в Новом Сердце и Разуме".
Позже леди Джейн записала в своем дневнике:
София явилась мне в образе женщины с приветливым и достойным поведением, ее лицо сияло, как солнце, и она была одета в одежду из полупрозрачного золота28.
Хотя следы влияния Бёме можно обнаружить и у более поздних английских авторов, таких как Ричард Роуч (1661-1727), Фрэнсис Ли (1660-1719) и Уильям Лоу (1686-1761)29 , именно в Германию мы возвращаемся за продолжением традиции видения Софии.
Готфрид Арнольд (1667-1714) - наиболее известный ученик Бёме, одновременно мистик и профессор теологии. В своей работе "Тайна Божественной Софии" ("Das Geheimnis der Goettlichen Sophia") Арнольд в стихотворной форме описал видение Софии, которое произошло с ним во время ночи, проведенной в медитации. Эта встреча, о которой поведал Арнольд, заметно отличается от других видений Софии, как предшествующих, так и последующих, но, возможно, лучше всего ее понимать в контексте видений Христа, пережитых более ранними немецкими христианскими мистиками, такими как монахини XIII века из Хелфты, Мехтильда Магдебургская и Гертруда Хелфтская30.
После Бёме о Софии писали также немецкий юрист Иоганн Георг Гихтель (1638-1710)31 , французский философ Луи-Клод де Сен-Мартен (1743-1803)32 , швейцарский основатель Общины назаретян Иоганн Якоб Вирц (1778-1858), который в дневнике от 1 января 1837 г. записал следующее:
Вчера вечером, в конце года, вы возобновили свое обещание послушания Небесной Матери. Она услышала вас лучше, чем вы сами воспринимаете свой голос. Она приняла ваш обет и ответила вам следующим образом:
Блаженны те души, которые не просто посвящают себя Божественной Мудрости, но через свое послушание преуспевают в том, чтобы полностью стать Ею. Она будет для них всем тем, что говорят о Ней некоторые теософские авторы, - небесной Софией.
Разумно предположить, что под "теософскими авторами" подразумеваются Бёме, Арнольд, Гихтель и, возможно, другие.33
К концу XVIII века труды Бёме, Арнольда и других авторов о Софии стали известны духовным искателям немецкой романтической традиции, в том числе молодому Георгу Фридриху Филиппу фон Харденбургу (1772-1801), писавшему под псевдонимом "Новалис", и его современнику Фридриху Холдерлину (1770-1843).
Новалис в своем романе "Генрих фон Офтердинген" (1800) писал:
Софи сказала: "Великая тайна открыта всем, но остается вечно непостижимой. Новый мир рождается из страданий, и пепел растворяется в слезах, чтобы стать напитком вечной жизни. Небесная Мать обитает в каждом, чтобы каждый ребенок родился вечным. Чувствуете ли вы в биении своих сердец сладостное рождение?" ...
Наконец Софи сказала: "Мать среди нас. Ее присутствие будет благословлять нас вечно. Идите за нами в наше жилище; там, в храме, мы будем жить вечно и охранять тайну мира "34.
Несколькими годами раньше Холдерлин писал в своем романе "Гиперион" (1797):
Государство - это грубая шелуха вокруг семени жизни, и ничего более.
Оно - стена вокруг сада человеческих плодов и цветов.
Но помогает ли вся эта шелуха, когда почва пересохла?
Тогда помогает только дождь с неба.
О дождь с небес! О вдохновение! Ты снова принесешь нам весну народов. Государство не может приказать тебе присутствовать. Но пусть оно не препятствует тебе, и ты придешь, придешь со своими всепобеждающими эктазами, окутаешь нас золотыми облаками и вознесешь над этим бренным миром, и мы будем дивиться и удивляться, что это все еще мы, мы, которые в своей нищете спрашивали звезды, расцветет ли для нас весна среди них. - Вы спрашиваете меня, когда это будет? Когда из этих загрязненных, устаревших форм возникнет любимица Времени, младшая, прекраснейшая дочь Времени, новая Церковь, когда пробудившееся чувство божественного вернет человеку его божественность, а сердцу человека - его прекрасную юность, когда - я не могу пророчествовать, ибо мои глаза слишком туманны, чтобы догадываться об этом, но это произойдет, это я знаю совершенно точно. Смерть - вестник жизни, и то, что мы сейчас спим в своих лазаретах, свидетельствует о том, что скоро мы пробудимся к новому здоровью. Тогда, и только тогда, мы будем существовать, тогда, тогда, тогда будет найдена стихия нашего духа35.
Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) в своем "Фаусте" (написанном в первые десятилетия XIX века, но опубликованном лишь после его смерти) также затрагивает эту тему:
Здесь свободная перспектива широка,
Душа возносится ввысь.
Там женские фигуры скользят,
В небеса устремляясь.
С ними Царица Небесная, Величество прелестное,
В венке из звезд видна,
Ясна в своем великолепии.
Павильон в небесной синеве,
Царица над всем миром,
К святому зрелищу я стремлюсь,
На тайны раскрытые.
Одобрение на то, что человеком движут
Чувства нежные и высокие,
И сияньем нежной любви
Возносит его к присутствию Твоему.
Души непобедимые восстают
Если, возвышенная, на то будет Твоя воля;
Утихает буря мирная.
Если жалость твоя утихнет.
Дева, чистая в небесном блеске,
Мать, престол небесный,
Высочайшее рожденье, избранная Царица наша,
Равная Божеству вечному.
Теперь рядом с ее великолепием
Плывет легкое облачко,
Кающиеся нежатся
В кроткой толпе,
Вкушая небесный эфир,
У ног ее преклоняя колени,
К милости взывая. ...
О сокрушенные сердца, ищите глазами
Видение спасения;
Блаженно взирая, встаньте,
Через радостное возрождение.
Пусть теперь каждый импульс добра
Стремится служить пред лицом твоим, Дева, Царица материнства, Храни нас, Богиня, в милости своей.36
(В русском переводе эта сцена пропущена, прим. перевод)
Re: Джон Нойс - Видение Софии. Представления о Богине как о Мудрости/Софии
- 2:
Английский общественный деятель Гудвин Бармби, который вместе со своей женой Кэтрин основал и возглавил Коммунистическую церковь в Лондоне (1841-1849 гг.), написал стихотворение "Женщина-сила" (1842 г.):
Женщина-спасительница, теперь мы собрались
Чтобы ждать твоего прихода,
В гроздьях блеска твоего,
Придешь и больше не покинешь землю?
Тогда перед нежным взглядом твоим
И мечи дрогнут, и воины уйдут, И копье, пастушье копыто, Украсит россыпь россыпей.
Женская сила! Воплощенная любовь!
Богиня человечества, приди и стань,
Если слезы Жениха могут тронуть, Невестой человечества.
Ты одна из всех можешь нас спасти.
Дай нам стать такими, какими ты хочешь нас видеть!
Бармби понимали, что это только в будущем. Так, Гудвин писал своему другу в начале 1840-х годов: "Но свободная женщина, которая придаст женский тон всему миру, еще не проявилась". Тем временем Кэтрин настаивала: "У нас есть священник, поэтому мы требуем священницу, женщину-учителя слова, женщину-апостола закона Божьего!"37.
Другие писатели по обе стороны Атлантики также писали на тему Божественного женского начала, несущего будущие преобразования. Американец Натаниэль Хоторн (1804-1864) (женившийся на Софии) так завершает свой роман "Письмо Скарлетт" (1850):
Женщины, особенно женщины, - в постоянно повторяющихся испытаниях раненой, растраченной, ошибочной, неверной или ошибочной и греховной страсти, - или с тоскливым бременем неподатливого сердца, потому что оно не ценится и не востребовано, - приходили в домик Хестер, спрашивая, почему они так несчастны, и какое средство от этого! Хестер, как могла, утешала их и давала советы. Она также заверила их в своей твердой уверенности, что в какой-то светлый период, когда мир созреет для этого, в свое время Небесами будет открыта новая истина, которая поставит все отношения между мужчиной и женщиной на более надежную основу взаимного счастья. В начале жизни Хестер тщетно воображала, что ей самой суждено стать пророчицей, но уже давно поняла, что невозможно доверить какую-либо миссию, связанную с божественной и таинственной истиной, женщине, запятнанной грехом, уязвленной позором или даже обремененной пожизненным горем. Ангел и апостол грядущего откровения должен быть женщиной, но возвышенной, чистой и прекрасной, к тому же мудрой не через сумрачную скорбь, а через неземную радость, и показать, как святая любовь может сделать нас счастливыми, самым верным испытанием жизни, успешной в достижении этой цели!"38.
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен (1805-1870), более известный своими детскими сказками, написал книгу "Богиня нового века" (1861 г.), которая начинается так:
Муза новой эпохи, какой ее будут знать наши внуки и правнуки или еще более позднее поколение, когда она явит себя? Как она будет выглядеть, что она будет петь? Какие струны души она будет вибрировать? На какую высоту она вознесет свою Эпоху?39
В третьей и четвертой четвертях XIX века, а также в начале XX века тема Божественного Женского начала, несущего будущую духовную трансформацию, получила более широкое распространение, слившись с представлениями о Софии как Божественной Мудрости, а также с представлениями о грядущем "третьем веке", основанными на трех статусах (возрастах), предложенных христианским монахом XII века Иоахимом Фьорским40.
Так, французская спиритуалистка Мари Синклер, графиня Кайтнесс (1830-1895), в 1871 г. получила сообщение от духа, который открыл ей революцию в религии, которая приведет к "Новому веку Богоматери Святого Духа". В своей книге "Тайна веков" (1887 г.) леди Кейтнесс писала:
На рубеже следующего столетия было принято считать, что следующее Божественное воплощение вот-вот придет на землю и будет женским, пришествием Божественной Мудрости, или Тео-Софии, и что нынешний век станет веком, когда станет известно все то, что с самого начала хранилось в тайне41.
Ее подруга, Анна Кингсфорд (1846-1888), английская теософистка и основательница Герметического общества, в своей книге "Одетые солнцем" (опубликована в 1889 г.) пишет: "Часть первая: 1: Пророчество о царстве души, мистически названном Днем Женщины:
Часть первая: 2: Пророчество о царстве души, мистически называемом Днем Женщины
1. А теперь я покажу вам тайну и новую вещь, которая является частью тайны четвертого дня творения.
2. Слово, которое придет спасти мир, будет произнесено
женщиной.
3. Женщина зачнет и принесет весть о спасении.
4. Ибо царствование Адама достигло своего последнего часа; и Бог увенчает все творением Евы.
5. До сих пор человек был один и властвовал над землей.
6. Когда же будет создана женщина, Бог даст ей царство, и она будет первой в правлении и высшей в достоинстве.
12. Так что мужчина-выразитель оставит свой пост, а женщина
женщина - толковательница - даст свет миру.
13. Ее четвертая должность: она открывает то, что явил Господь.
14. Она - свет небес и самая яркая из планет святой семерки.
15. Она - четвертое измерение; глаза, которые просвещают; сила, которая влечет внутрь к Богу.
16. И наступит царство ее; день возвышения женщины. ...42
Жюль Дойнель - французский визионер, который в ранние годы был соратником леди Кейтнесс и на протяжении всей своей жизни имел повторяющиеся видения Божественной Женственности. Будучи основателем и первым патриархом (как Тау Валентин II) Универсальной католической гностической церкви (часть французской гностической традиции), он написал для своей церкви гностический катехизис (1895 г.), основанный на валентинианском гностицизме, который содержал следующее пророчество:
Я - валентинианский гностик. Отец мой - Плерома, Спаситель - Христос, доктора - Симон и Валентинус, Елена и София - моральная поддержка, и я жду прихода Богоматери Пневмы Хагион, вечной Женственности.
Как Симон спас Елену от высшей деградации, так и Спаситель, посланный Отцом, спустился в мир в астральной форме и избавил Мысль от тирании несправедливых Ангелов. В Иудее его называют Иисусом и Сыном. В Самарии его называли Симоном и Отцом. Для будущих рас он будет Святым Духом, которого мы ждем, Великой Добродетелью Бога, Женщиной, которая должна прийти43.
Его преемник, Леонс Фабр дез Эссар (Тау Синезиус), писал религиозному конгрессу в Париже в июне 1908 года:
Среди наших догматов есть один, на который я обращаю особое внимание: догмат о женском спасении. Дело Отца совершилось, дело Сына - тоже. Остается дело Духа, которое одно способно привести к окончательному спасению человечества на земле и тем самым проложить путь к воссозданию Духа. Теперь Дух, Параклит, соответствует тому, что божество имеет женскую природу, и в нашем учении прямо говорится, что это единственная грань Божества, которая действительно доступна нашему разуму. Какова же будет на самом деле природа этого нового и не столь уж далекого Мессии?
Ирландский писатель английского происхождения Лайонел Джонсон (1867-1902) в сотрудничестве с Уильямом Батлером Йитсом разработал иоахимическую доктрину грядущего третьего века Духа. Поэма Джонсона "Vita Venturi Saeculi" (1902), основанная на известном отрывке из "Liber Concordie" Иоахима, необычно для этого жанра сосредоточена на сладости третьего состояния (возраста):
Радуйся красоте, белизне совершенной, Грядущему веку, чей лик тускло светится.
Загорается тускло в наших пророческих очах
Жаждущих добрых предчувствий! ...
Сладкий век грядущий, чьи крылья из белого огня,
Не отвергай нашего желания;
О Царство Духа, покоряющее все.
Возьми землю в плен!
Пусть приветствуют тебя зеленые леса, И синие моря.
Смеются приветственно, и каждый ветерок
Священным фимиамом вокруг тебя: мир явится
Сквозь хрустальную атмосферу,
Бесстрастный, вечный, всемогущий;
Дарованный Богом, а не взятый взаймы,
Предвкушение рая, пока рай не стал всем, Приди на зов измученного мира; ...
Сладкий век грядущий, объяви доктрину ясную; Мы ждем тебя теперь, ждем здесь!
Сладкий век грядущий, на нашей готовой земле
Пусть лилия и роза изобилуют,
Чистым превосходством благоуханья
Подсластив этот мир ненависти,
Который творит зло, не знает и не ведает;
Посади ты лилию и розу!"45
Хотя можно привести и других социальных реформаторов этого периода (например, польского националиста графа Августа Цешковского (1814-1894)46, пионеров абстрактного искусства Василия Кандинского и Франца Марка в их альманахе "Blaue Reiter" (1911-1914)47), обратимся теперь к русской традиции Софии.
Почитание Софии всегда имело место в восточных православных церквях, а в России в XVIII-XIX веках оно дополнилось распространением трудов Бёме и его последователей48 , нашедших наиболее полное выражение в трудах русского философа Владимира Соловьева (1853-1900) и его влиянии на последующих писателей. За свою жизнь Соловьев пережил три видения Софии: первое - в девятилетнем возрасте, второе - во время учебы в Лондоне в 1875 г., третье - вскоре после этого, в египетской пустыне под Каиром. Эти встречи описаны во многих его стихах, в частности, в "Трех встречах" (1898 г.). Вот лишь один из многих примеров из его поэзии (написанной в Каире в 1875 г.):
Сегодня я увидел Ее своими глазами
Мою Царицу, всю в сиянье купающуюся,
Ликуя, сердце мое перестало биться.
Это случилось при золотом свете зари, Чудо божественное.
Все земные желанья исчезли,
Видя Ее одну, Ее одну, только Ее.49.
То, что Соловьев глубоко понимал роль Божественного женского начала, видно из следующего отрывка:
София есть не только объект божественной деятельности, как первозданный Космос, включающий в себя все идеи и сотворенные существа; Она сама есть деятельное, внимательное живое Существо, являющееся духовной основой мира, Душой мира, представляющее собой не что иное, как первое сотворенное, неразделенное, живое Существо, идеальную Личность мира и, прежде всего, человечества. Она есть одновременно индивидуальное и универсальное, первозданное человеческое существо, или (что означает одно и то же) индивидуальный и универсальный организм всего человечества, фактически содержащий в Себе все индивидуальные человеческие существа и в котором каждый человек как существо имеет свой дом и свои метафизические корни.
Она есть поистине великая Мать всех людей и существ50.
Соловьев видел себя не только почитателем Софии, но и пророком. Традиция писателя как боговдохновенного пророка, ответственного за формирование духовной и нравственной судьбы народа, занимала центральное место в русской литературе на протяжении всего XIX века. Как писал сам Соловьев: "Меня в пророки возвели враги, Чтоб насмеяться надо мной, дали мне это имя, Но истинный пророк пред вами я, И предсказанье мое скоро сбудется"51. Таким образом, Соловьев может провозгласить в одном стихотворении:
Да будет известно: сегодня Вечная Женственность
В нетленном теле спускается на Землю.
В неугасимом свете новой Богини
Небо стало единым с глубиной.52
Соловьев оказал влияние на других последующих авторов русской софиологической традиции, в том числе на Сергея Булгакова (1871-1944)53 , Павла Флоренского (1882-1937)54 , Николая Бердяева (1874-1948)55 и Николая Лосского (1870-1965). Влияние Соловьева распространялось также на поэтов и социальных реформаторов, известных под общим названием "русский Серебряный век", в частности, на Андрея Белого (1880-1934) и А.Блока (1880-1921), которые использовали образы Софии в своей поэзии57 , а также на Зинаиду Гиппиус (1869-1945) и ее мужа Дмитрия Мережковского (1865-1941). Используя терминологию трех эпох, напоминающую гораздо более раннюю иоакимовскую, эта русская эмигрантская супружеская пара верила в грядущий период времени, когда Третий Завет откроется человечеству. Так, Мережковский писал в "Лермонтове" (1911), находясь еще в России:
Христианство отделило прошедшую вечность Отца от будущей вечности Сына, правду земную от правды небесной. Не соединит ли их то, что придет после христианства, - откровение Духа.
Духа - Вечная Женственность, Вечное Материнство? Разве Мать не примирит Отца и Сына?
Позднее, в эмиграции во Франции, в книге "Тайна трех" (1925) он заявит:
Отец не спас мир,
Сын не спас его,
Мать спасет его;
Мать - это Святой Дух59.
Под конец жизни, живя в Париже, когда над Европой сгущались военные тучи, Мережковский напишет в своей последней работе (об итальянском поэте Данте), опубликованной в 1939 г:
Страшный узел социального неравенства, который особенно в наше время грозит затянуться в петлю смерти и так задушить человечество, может быть развязан только в Третьем Завете - в Царстве Святого Духа60.
Наконец, необходимо отметить влияние Соловьева на Даниила Андреева (1906-1959) и его пророческую "Розу Мира", написанную в советском лагере в 1950-е годы.61
Ссылки
- Ссылки:
1 Отрывок из Новой английской Библии. Текст доступен в Интернете по адресу http://goodnewsinc.org/othbooks/wisdom.html.
Текст из Пересмотренной стандартной версии находится на сайте http://www.hti.umich.edu.
О мудрости в Книге Притчей см. в статье Claudia V.Camp, Wisdom and the feminine in the Book of Proverbs (Sheffield, UK: Almond/JSOT Press, 1985).
2 Asphodel P.Long, 'Goddesses of wisdom' Arachne no.6, 1987. Available online at: http://www.amaranthine.freeserve.co.uk/pages/articles/goddesses_of_wisdom.htm См. также ее книгу In a chariot drawn by fire (London: Women's Press, 1992), esp. chapter 6. Об Ашере см. там же, а также интервью Рэйчел Кон с Дианой Эдельман, ABC Radio National, 11 ноября 2003 г., стенограмма на http://www.abc.edu.au/rn/relig/ark/stories/s982847.htm.
3 Текст из книги 11, главы 47 перевода Адлингтона, приведенного в книге "Богиня мудрости": femi 3 Текст из Книги 11, главы 47 перевода Адлингтона, приведенного в книге ""Богиня мудрости": женские мотивы в восьми документах Наг Хаммади" Роуз Хорман Артур (Lanham, MD: University Press of America, 1984), pp158-159; см. также перевод Пола Халсалла, адаптированный из Адлингтона (1566) и Роберта Грейвса (1951), на сайте: http://www.fordham.edu/halsall/ancient/lucius-assa.html
4 Из перевода Джона Д. Тернера в книге "Библиотека Наг Хаммади на английском языке" под редакцией Джеймса М. Робинсона (Сан-Франциско: Harper and Row, 1977), стр. 461-470. Уникальный экземпляр, хранящийся в библиотеке Наг-Хаммади, по физическим признакам датируется вторым веком н.э. (около 150-175 гг. н.э.), однако по тексту он вполне может быть современником Премудростей Соломона и Бен-Сираха, написанных примерно на 350-400 лет раньше.
5 Название "Экклезиастик" этот текст получил потому, что его часто читали в христианских церквях, и поэтому его называли liber ecclesiasticus (лат. "церковная книга"). Под этим названием он принимается как часть апокрифов Библии католиками и восточными православными, но не протестантами. см. http://www.wikipedia.com/Wiki/Ecclesiasticus.
6 Сирах 24:3-6, цитируется Энн Бэринг и Жюлем Кэшфордом в их книге "Миф о Богине" (Нью-Йорк: Викинг, 1991; Лондон: Аркана/Пингвин, 1993), стр. 472.
7 Бэринг и Кэшфорд, указ. соч., стр. 612
8 Я следую здесь анализу Лео Лефевра в его статье "Мудрость Бога: София и христианское богословие", Христианский век, 19 октября 1994 г., стр. 951+ См. также Джеймс Макомбер, "На пути к стратегии включения: Иисус как София" ("Журнал либеральной религии", зима 2003 г.; 4(1), доступен в Интернете по адресу: http://www.meadville.edu/macomber_4_1.html ).
9 Лефевр, указ. соч. См. также Роберт Л. Уилкен, "Мудрость и философия в раннем христианстве" в его сборнике "Аспекты мудрости в иудаизме и раннем христианстве" (Notre Dame, Ind: University of Notre Dame Press, 1975), pp143-168. О Филоне см. Жан Лапорт, "Филон в традиции библейской литературы мудрости", там же, стр. 103-141, и Томас Шипфлингер, "София-Мария" (на немецком языке 1988 г.; английский перевод: York Beach, ME: Samuel Wiser, 1998), стр. 35-43.
10 Боэций, "Философские утешения" (Boethius, De Consolatione Philosophiae). Цитата из текста на http://ccat.sas.upenn.edu/jod/boethius/boethius.html.
11 Например, Шипфлингер, указ. соч. стр. 96-98; Баринг и Кэшфорд, указ. соч. стр. 634-635
12 Первым из трех томов, в которых записаны ее видения, является Scivias ("Познай путь"), написанный между 1141 и 1151 годами, после того как Святой Дух снизошел на Хильдегард и просветил все ее существо, что так мощно описано во вступительной Декларации. Scivias содержит ряд видений Божественной Женственности, в том числе как Матери Души (I:4), как Синагоги, с параллелями с Шехиной (I:5), как Церкви (II:3,5) и как Матери Христа (II:6). См. перевод Матери Колумбы Харт и Джейн Бишоп (Нью-Йорк: Paulist Press, 1990). Второй том - Liber Vitae Meritorum ("Книга о наградах жизни"), написанная между 1158 и 1163 годами, содержит видения, касающиеся слабости человеческого состояния. См. перевод Брюса Хозески (Bruce W.Hozeski, New York: Garland Publishing, 1994). Третья часть этой трилогии - Liber Divinorum Operum simplicis Hominis ("Книга о Божественных действиях простого человека"), написанная в 1163-1173 гг. Этот том, известный также под названием De operatione Dei, представляет собой синтез теологических воззрений Хильдегарды, построенный на десяти видениях, и содержит ее знания об элементах Вселенной и физиологии человеческого тела. См. книгу Хильдегарды Бингенской "Божественные произведения", с письмами и песнями, под редакцией Мэтью Фокса (Santa Fe, NM: Bear and Company, 1987). Существует также множество писем к современникам с советами, некоторые из которых содержат описания видений. См. "Письма Хильдегарды Бингенской" в переводе Джозефа Л. Бэрда и Радда К. Эрманна (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1994-1998. 2v).
13 Письмо Вернеру, в "Письмах Хильдегарды Бингенской", указ. соч., т. 2, с. 92.
14 Безусловно, книга Боэция ""Философское утешение"" была доступна в немецких монастырях, и Хильдегард должна была знать об используемых Боэцием образах. Действительно, в "Liber divinorum operum simplicis hominis" ("Книге божественных дел") Хильдегарды есть две ссылки на тему одежды Премудрости. В них говорится о том, что ее одежда становится нечистой и заброшенной из-за нечистых действий людей. Барбара Ньюман в своей книге "Сестра мудрости: Теология женского начала святой Хильдегарды (Berkeley: University of California Press, 1987), эта потрепанная Sapientia напоминает "Философию Боэция, ее одеяние, разорванное разногласиями философов" (с. 74-75).
15 Также известен как Эбн Араби, Эбн аль-Араби, но не путать с более ранним Абу Бакром Эбн аль-Араби (ум. в 1148 г.). Краткое описание его жизни и трудов см. в статье профессора Уильяма Читика (William C.Chitick) в Encyclopaedia Iranica, доступной в Интернете по адресу: http://www.arches.uga.edu/~godlas/ibnarab.html .
См. также сайт Общества Мухиддина Ибн 'Араби: http://www.ibnarabisociety.org/index.html .
16 см. Камилла Адамс Хелминкси, "Женщины и суфизм", Гнозис № 30, зима 1994, доступно в Интернете: http://www.sufism.org/society/articles/women.html .
17 например, http://wwwsongsouponsea.com/Promenade/GnosisI.html
18 Шах 86, цитируется по http://www.khamush.com/sufism/ibnarabi.htm.
19 там же
20 Впервые сравнение между аль-Араби и Данте было проведено испанским ученым Мигелем Асином Паласиосом в его работе "La escatologia musalmana en la Divine Comedia" (Madrid, 1919), доступной в сокращенном английском переводе под названием "Ислам и Божественная комедия" (London: Frank Cass, 1926). Для более широкой перспективы см. Пол А. Кантор, "Неканонический Данте: Божественная комедия и исламская философия", Philosophy and Literature 20(1), 1996, pp138-153.
21 Этот швейцарский духовный алхимик рассматривал сущность природы в терминах четырех лон ("матриц", "матерей") - огня, воздуха, воды, земли - и трехчастной схемы, отражающей Троицу (Отец, Сын, Святой Дух). По Парацельсу, человек состоит из трех сущностей: души, тела и духа. Алхимически они соответствуют сере, соли и ртути. В своей "Философии для афинян" он пишет:
Первичная материя всех вещей - это "великая тайна"... Как дети рождаются у матери, так из "великой тайны" возникают все вещи, с чувствами или без чувств, а также другие вещи, все одинаковым образом. Великая тайна" - единственная мать всех смертных вещей".
(Цитируется по книге "Dans le chaudron du negatif" Жан-Марка Мандиозо (Париж, 2003), стр. 107 и переведена на английский язык для настоящего автора Домом Абеляром).
Якоб Бёме в своей книге "Воплощение" говорит о
Семь Матерей, из которых возникает субстанция всех субстанций.
Об использовании Бёме материнских образов см. статью Б.Дж. Гиббонс "Пол" в мистической и оккультной мысли: Бехменизм и его развитие в Англии ("Кембридж: Cambridge University Press, 1996"), стр. 92-94, цитата в 92.
22 Гиббонс, стр. 113.
23 Имя Бёме первоначально было переведено на английский язык как Behmen. Об английских бехменистах см. Гиббонс, указ. соч.
24 Нильс Туне, цитируется по Гиббонс, стр. 113.
25 Пордейдж, София, цитируется по Гиббонс, стр. 113
26 см. ниже 27 Пордаж, София, цитируется Гиббонсом, стр. 111
28 Текст из ее дневника, "Сад фонтанов", том 1 (1696), доступен в Интернете по адресу: http://www.passtheword.org/Jane-Lead/fount-of-gardens-vol1a.htm .
Следует отметить, что тот же текст, приведенный в Шипфлингер, указ. соч. стр. 221-222, будучи переведенным на немецкий, а затем обратно на английский, имеет более современный стиль.
29 См. Гиббонс, указ. соч., главы 7 (Роуч) и 8 (Ли и Лоу).
30 Арнольд, Das Geheimnis der Goettlichen Sophia ( Лейпциг, 1700), II, стр. 293, в переводе на английский язык в Шипфлингер, указ. соч. стр. 211. Полезное обсуждение взглядов Арнольда на Софию см. в Шипфлингер, глава 12. Здесь можно провести сравнение с видениями Мехтильды Магдебургской (ок. 1210?- ок. 1282) в ее "Fliessende licht der Gottheit" ("Струящийся свет Божества") и Гертруды Хелфтской (1256-1301) в ее "Legatus Divinae Pietatis" ("Вестник Божественной любви") и "Духовных упражнениях". см. анализ Ребекки Стивенс, ""На досуге для любви": любовная риторика у мистиков Хелфта" http://www.nthposition.com/strange_erotic.html .
См. также, в целом, Хильдегард Элизабет Келлер, "Мой секрет - мой: исследования религии и эроса в немецком средневековье" (Leuven: Peeters, 2000).
31 Шипфлингер, указ. соч. С. 223-6 32 Там же, С. 227-231 33 Там же, С. 232
34 Из английского перевода на сайте http://www.levity.com/alchemy/novalis.html .
См. также английский перевод Палмера Хилти: Henry von Ofterdingen: a novel (New York: Frederick Ungar Publishing Company, 1964), p148
35 Английский перевод с английского Гиперион и избранные стихотворения. Под редакцией Эрика Л. Сантнера (Нью-Йорк: Континуум, 1990) стр. 23-24.
36 Часть 2, акт 5. Из "Фауста" (Penguin Classics), стр. 284
37 Статья "Женщина-сила" была первоначально опубликована в журнале "Прометей, или Коммунитарный апостол", том 1, № 1 (январь 1842 г.). Цитата из Кэтрин Бармби взята из ее статьи "Требование эмансипации женщины, политической и социальной", Новые трактаты для времени, т. 1, № 3 (Лондон, 1843). Все цитаты приведены в книге Барбары Тейлор "Ева и новый Иерусалим: социализм и феминизм в XIX веке" (Лондон: Вираго, 1983), с. 156-157 (стихотворение), 172-182.
38 Алая буква (Penguin Classics) стр.275. За этот отрывок я благодарен Дому Абеляру, Франция. Онлайн-текст доступен в нескольких местах; лучшая html-версия: http://www.eldritchpress.org/nh/sl.html.
Американский ученый Сьюзен Деннисон Синклер в автореферате к своей докторской диссертации "Новое откровение" Хоторна: женщина-Христос" (PhD thesis, Duke University, 1981) отмечает следующее:
В своих записных книжках и романах Хоторн неоднократно выражал надежду, что в скором времени появится новая религия, которую откроет чистая женщина-"апостол". Несмотря на единодушное критическое отношение к современным религиям, он считал, что религия психологически полезна и что это "новое откровение" может прийти на смену духовно и эмоционально неудовлетворительным остаткам христианства.
39 из Ганс Христиан Андерсен: полное собрание сказок и историй, перевод с датского Эрика Кристиана Хогаарда (Нью-Йорк: Random House, 1974/ Anchor Books, 1983"), стр. 729-734, цитата на стр. 729. Хаугаард использует в качестве названия первую строку рассказа - "Муза двадцатого века", а не дословный перевод оригинального названия на датском языке.
40 Иоахим Фьорский (1135-1202 гг.) Liber Concordie в его Expositio in Apocalypsim (начатом в 1183 г.) Глава 5, f. 5r-v:
Первое из трех состояний, о которых мы говорим, было во времена Закона, когда народ Господень служил, как малое дитя, некоторое время под стихиями мира. Они еще не могли обрести свободу Духа, пока не пришел Тот, Кто сказал: "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:66). Второй статус был при Евангелии и остается до настоящего времени со свободой по сравнению с прошлым, но не со свободой по сравнению с будущим. ... Третий статус наступит к концу мира, уже не под покровом буквы, а в полной свободе Духа, когда те, кто научит многих справедливости, будут как блеск небес и как звезды вечные.
. В этом [третьем] статусе Святой Дух будет как бы взывать в Писании: "Отец и Сын доныне творили, и Я творю". [Версия Иоакима на Иоанна 5:17].
Буква Первозавета [Ветхого Завета] по определенному свойству подобия кажется относящейся к Отцу. Буква Нового Завета относится к Сыну. Так что духовное понимание, исходящее из обоих, относится к Святому Духу. Точно так же орден женатых, процветавший в первое время, по свойству подобия относится к Отцу, орден проповедников во второе время - к Сыну, а орден монахов, которым даны последние великие времена, - к Святому Духу. Таким образом, первый статус приписывается Отцу, второй - Сыну, третий - Святому Духу, хотя, говоря иначе, статус мира должен быть единым, народа избранных - единым, а все вещи одновременно принадлежат Отцу, Сыну и Святому Духу.
Английский перевод из книги "Видения конца: апокалиптические традиции в Средние века" Бернарда Макгинна (Нью-Йорк: Columbia University Press, 1979), стр. 133-134. Прекрасное изложение жизни и богословия Иоакима см. в статье Макгинна на сайте: http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/apocalypse/explanation/joachim.html . Среди академических исследований: Делно К.Вест и Сандра Зимдарс-Сварц, Иоаким из Фьоре: исследование духовного восприятия и истории (Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1983); Марджори Ривз, Иоаким из Фьоре и пророческое будущее (Лондон: SPCK, 1976); а также плодовитая книга Макгинна "Калабрийский аббат: Иоаким из Фьоре в истории западной мысли (Лондон: Макмиллан, 1985). О длительном влиянии Иоакима см. Уорик Гулд и Марджори Ривз, Иоаким из Фьоре и миф о Вечном Евангелии в XIX и XX веках (Oxford: Clarendon Press, rev. ed. 2001).
41 "Тайна веков" (1887), стр . 316-317. Этот отрывок взят из примечаний к компакт-диску The Millennium (London: IPO, 2000).
42 Доступно в Интернете по адресу: http://www.sacred-texts.com/wmn/cws/cws06.htm.
43 Из имеющегося в распоряжении автора pdf-файла, загруженного с сайта http://groups.yahoo.com/group/eglisegnostique.
44 Тау Синезиус (Леонс Фабр дез Эссар) (1848-1917) - французский теософ, поэт-символист и патриарх французской гностической церкви, известной под разными названиями, включая "Гностическая церковь Франции" (l'Eglise Gnostique de France), которая позже стала Вселенской гностической церковью. Выдержка из статьи: http://www.gnosis.org/wandering_bishops.htm
Историю французской гностической церкви см. на сайте: http://www.gnostique.net/ecclesia/history.htm .
45 Это стихотворение, основанное на отрывке из книги Иоахима "Liber Concordie", посвящено сладости третьего состояния (возраста). Выдержки из Gould and Reeves, op cit, pp261-2. Не опубликованное при жизни поэта, стихотворение датируется 1902 г. и, возможно, является незаконченным (там же, прим. 123).
46 Гулд и Ривз, указ. соч. с. 333-335 47 Там же, с. 335-338
48 См. Вячеслав Вс.Иванов, "Россия и гнозис": 500 лет гнозиса в Европе (Амстердам: Inde Pelekaan, 1993), стр. 44-53
49 Шипфлингер, указ. соч. С. 251 50 Там же, С. 73
51 Соловьев, "Скромное пророчество" (1892), цит. по Pamela Davidson, "Владимир Соловьев и идеал пророчества" Slavonic and East European Review 78(4), October 2000, pp643-670, цит. по 643. Писатель Федор Достоевский также считал себя пророком, см. П.Тревис Крукер и Брюс К.Уорд, Вспоминая конец: Достоевский как пророк современности (Boulder: Westview Press, 2001), и Марина Косталевская, Достоевский и Соловьев: искусство целостного видения (New Haven: Yale University Press, 1997).
52 Недатированная и неатрибутированная выдержка с ныне не существующей веб-страницы http://home.fuse.net/Who_is_Sophia.htm .
53 Обсуждение Соловьева и Булгакова см. в Бренда Механ, "Премудрость/София, русская идентичность и западная феминистская теология" Перекрестные течения 46(2), 1996, стр. 149+; и Михаил Сергеев, "Божественная мудрость и троица: споры XX века в православной теологии" Религия в Восточной Европе 20(4), 2000; Доступно онлайн: http://www.georgefox.edu/academics/undergrad/departments/soc- swk/ree/sergeev_dwa.html
Английский перевод булгаковской книги "София: премудрость Божия: изложение софиологии" недавно был опубликован издательством Lindisfarne Books.
54 Обсуждение Флоринского см. в: Борис Бобринский, "Церковь и Святой Дух в России XX века", Экуменическое обозрение, июль 2000, с. 326-342; и Гроберг (см. прим. 57), с. 225-227. Существует английский перевод (Princeton University Press, 1997) книги Флоренского "Столп и основание истины" (1914).
55 Английский перевод работы Бердяева "Учение о Софии и Андронье. Дж. Бёме и русское софиологическое течение" (журнал "Пит", апрель 1930 г.) находится на сайте: http://www.berdyaev.com/berdiaev/ber_lib/1930_351.html.
См. также: Михаил Сергеев, "Софиологические темы в философии Николая Бердяева", Труды Ассоциации российско-американских ученых в США, т. 30, 1998, с. 59-72. Доступно в Интернете: http://home.early.com/~msergeev/berdiaev.htm
56 см. Михаил Сергеев, "Православие и демократия: софиологические темы в философии Николая Лосского" Религия в Восточной Европе 21(2), 2001.
Доступно в Интернете: http://www.georgefox.edu/academics/undergrad/departments/soc- swk/ree/sergeev_oad01.html
57 См. Кристи Гроберг, "Женская оккультная София и русский религиозный ренессанс: библиографический очерк", Canadian-American Slavic Studies т.26, 1992, стр. 197-239; и Сэмюэл Д. Сиоран, Владимир Соловьев и рыцарство божественной Софии (Waterloo, Ontario, Canada: Wilfred Laurier University Press, 1977) 58 отрывок из "Лермонтов", Полные собрания сочинений (Санкт-Петербург/Москва, 16 томов, 1911-1913), v10, p331, в переводе C.H. Бедфорда, "Дмитрий Мережковский, Третий Завет и Третье Человечество", Славянское и Восточноевропейское Обозрение т.42, 1963, стр144-160, цитата на стр149.
59 из "Тайны трех", с. 364, в переводе Н.О. Лосского, История русской философии (Лондон: Джордж Аллен и Унвин, 1952), с. 340. Также цитируется по Groberg, op cit, p221.
60 Цитата из Gould and Reeves, op cit, pp331.
61 Михаил Эпштейн, "Даниил Андреев и русский мистицизм женственности". In: Оккультизм в русской и советской культуре. Edited by Bernice Glatzer Rosenthal (Ithaca: Cornell University Press, 1997):325-355. Доступно в Интернете: http://www.emory.edu/INTELNET/fi.andreev.html .
В 1997 г. издательством Lindisfarne Press, New York, был опубликован английский перевод "Розы Мира", к сожалению, без большей части пророческого текста.
Джон Нойс BA(Hons), MA, MLib
(студент магистратуры, Центр изучения религии и теологии, Университет Монаша, Мельбурн, Австралия)
Март 2004 г.
Похожие темы
» Джон Лэш - Миф о Софии - ваше божественное право на рождение
» Джон Лэш - Сценарий Падшей богини. Космология и падение Софии
» Джон Лэш Космическое гностическое радио 03-24-11 Гностическое видение и священная экология
» Джон Лэш - БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА + Джон Лэш о сценарии Падшей богини
» Книга Мудрости - сакральная геометрия
» Джон Лэш - Сценарий Падшей богини. Космология и падение Софии
» Джон Лэш Космическое гностическое радио 03-24-11 Гностическое видение и священная экология
» Джон Лэш - БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА + Джон Лэш о сценарии Падшей богини
» Книга Мудрости - сакральная геометрия
Школа Души Божественного Космоса :: Мы живем в матрице (симуляции) :: Уэс Пенре :: Гнозис (Джон Лэш, Уэс Пенре - 6 уровень обучения, и другие)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщенияПоднимись к оглавлению форума
Вчера в 12:33 автор dimslav
» Восстание сатанинских суперсолдат - Расс Диздар
Ср 20 Ноя - 19:59 автор dimslav
» Михаил Кузнецов - Наш мир - хитроумная иллюзия?
Вт 19 Ноя - 17:15 автор Admin
» ЛОРА ЭЙЗЕНХАУЭР _ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОЗРЕНИЯ НА ЭТОМ ПУТИ _ БУНТАРИ РАСКРЫТИЯ 2024.
Вт 19 Ноя - 17:09 автор dimslav
» Доктор Райнер Фюльмих выдвигает два уголовных обвинения против прокуроров и судей в свой 37-й день в суде
Пн 18 Ноя - 23:13 автор Admin
» Бенджамин Фулфорд - Еженедельный отчет от 18.11.2024
Пн 18 Ноя - 22:35 автор Admin
» Президент телевизионных новостей признался РФК-младшему
Пн 18 Ноя - 20:55 автор dimslav
» Ана Михалча Трансгуманистическая технократия продолжается беседа с Питером Кенигом
Пн 18 Ноя - 20:48 автор dimslav
» На чём основана ваша любовь к Путину
Пн 18 Ноя - 13:05 автор Нейтрино Тахион
» Дэвид Айк Освобожденный трансгуманизм_
Пн 18 Ноя - 1:03 автор dimslav
» Джин Декоуд #46 Землетрясения уничтожают DUMBS в SaltLake, Австралии, Африке, Азии плюс вакцина-убийца 2015
Вс 17 Ноя - 23:20 автор dimslav
» ИЗАБЕЛЛА А. ГРИН - ПО ТУ СТОРОНУ ЛОВУШКИ Скрытая правда о Реинкарнации (книга 2)
Сб 16 Ноя - 22:31 автор Admin
» Интервью 5 Джин Декоуд
Сб 16 Ноя - 18:42 автор dimslav
» Это Великая война Добра и Зла
Пт 15 Ноя - 19:57 автор dimslav
» Брэдли Любящий Правда об истине
Пт 15 Ноя - 18:38 автор dimslav
» Гидеон - Разведданные № 53 — победа Трампа и грядущий крах финансовой системы
Пт 15 Ноя - 18:37 автор Admin
» Роберт Дункан Одно из последних интервью
Пт 15 Ноя - 14:54 автор dimslav
» Брэдли ПОДКАСТ 131 КОТОРЫЙ СОЕДИНЯЕТ ВСЕ, ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ, ВМЕСТЕ
Пт 15 Ноя - 14:10 автор dimslav
» Вот почему вы БОИТЕСЬ правды
Чт 14 Ноя - 12:15 автор Нейтрино Тахион
» Брэдли Любящий PODCAST N°132 - КОГДА ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОСПОДНЕМ, ВЫ НАХОДИТЕСЬ И В ПРОСТРАНСТВЕ ИСТИНЫ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
Чт 14 Ноя - 11:21 автор dimslav
» ДР. ДЖЕЙН РУБИ - Обман повсюду, даже от людей, которым вы доверяете
Чт 14 Ноя - 6:47 автор dimslav
» Инфляция как результат высокой ставки - Трамп, Хазин и др.
Чт 14 Ноя - 0:44 автор dimslav
» Наша новая реальность Карен Хьюдс
Чт 14 Ноя - 0:07 автор dimslav
» Алан Уотт Авторы Эпизод 16 Кэрролл Куигли Формирование империи Ноябрь 9, 2024
Ср 13 Ноя - 23:18 автор dimslav
» Эбен Александер - Смерть организма и мозга, не означает смерть сознания +Параллельные миры Эбена Александера.
Ср 13 Ноя - 22:46 автор Admin
» Победитель 7 сезона рассказал всю правду о "Битве экстрасенсов"
Ср 13 Ноя - 22:33 автор Нейтрино Тахион
» Михаил Кузнецов - Зачем нам показали планету Нибиру?
Ср 13 Ноя - 22:07 автор Admin
» Ашаяна Дин - Наследие Лемурии и Атлантиды. Семинар на 11 часов, три дня на 5 дисках
Ср 13 Ноя - 20:04 автор Admin
» Дэвид_Айк_Результаты_выборов_в_США_что_это_значит
Ср 13 Ноя - 5:05 автор dimslav
» Саша Латыпова Анафилаксия от вакцин - обсуждение с доктором Джейн Руби
Ср 13 Ноя - 2:34 автор dimslav
» Доктор Майк Йидон раскрывает тему травм, полученных при применении ваксы - Вена, Австрия
Ср 13 Ноя - 0:06 автор dimslav
» Тайные люди_ Кэрролл Куигли
Вт 12 Ноя - 11:10 автор dimslav
» Ана Михалча Электронно-полевая микроскопия пробирок ковид19 и живой крови - Беседа доктора Хортеники Бремер
Вт 12 Ноя - 10:17 автор dimslav
» Видео. ИЗАБЕЛЛА А. ГРИН - «Темная ловушка души смерти! Завершение цикла реинкарнации» [Age Of Truth TV]
Вт 12 Ноя - 5:16 автор Admin
» ИЗАБЕЛЛА А. ГРИН - ПОКИДАЯ ЛОВУШКУ Как выйти из цикла Реинкарнации. Кн.1
Вт 12 Ноя - 5:10 автор Admin
» Фтористый яд в кране
Вт 12 Ноя - 4:38 автор dimslav
» Брэдли Любящий ЭТО НЕ ИГРА
Вт 12 Ноя - 1:45 автор dimslav
» Бенджамин Фулфорд: еженедельный отчет за 11.11.2024
Вт 12 Ноя - 0:44 автор dimslav
» Давайте посмотрим, как удалить оксид графена только с помощью Oration
Пн 11 Ноя - 23:19 автор dimslav
» 2024-10-24_Карен Кингстон- Maria Zeee
Пн 11 Ноя - 13:45 автор dimslav
» Кэти О'Брайен обсуждает сатанинский Контроль над Разумом с Николасом Вениамином
Пн 11 Ноя - 9:45 автор dimslav
» К Кингстон у Эмеральды 1 ноября 2024
Пн 11 Ноя - 8:00 автор dimslav
» Филадельфийский эксперимент и Монтокский проект-
Вс 10 Ноя - 16:26 автор dimslav
» Квантовая Реальность и Пробуждение Сознания – Эксклюзив с Дэвидом Айком
Сб 9 Ноя - 20:07 автор dimslav
» Служба защиты детей - преступная организация Дэвид Стрейт
Сб 9 Ноя - 19:09 автор dimslav
» Ашаяна Дин о неестественном выходе из цикла смерти,как выглядит активация ДНК в 3Д мире. Часть лекции на три часа
Сб 9 Ноя - 17:44 автор Admin
» Курт Р. Калленбах Свидетельство о рождении
Сб 9 Ноя - 17:16 автор dimslav
» Брэдли Любящий КТО НА САМОМ ДЕЛЕ РАЗРУШАЕТ ЗЕМЛЮ И — «О, КАКУЮ ЗАПУТАННУЮ СЕТЬ МЫ ПЛЕТЕМ…»
Сб 9 Ноя - 15:52 автор dimslav
» Книжный уголок "У Шизотерика" - новые книги по эзотерике и не только...
Сб 9 Ноя - 15:32 автор Admin
» КЕРРИ КЭССИДИ ТАЙНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ РАСКРЫТИЕ РОУЗВЕЛЛА И ПРОЕКТ «ГОЛУБОЙ ЛУЧ»
Сб 9 Ноя - 15:19 автор dimslav
» КЕРРИ КЭССИДИ ПОЧЕМУ ПОБЕДИЛ ТРАМП: ИЛЛЮМИНАТЫ СМЕНИЛИ СТОРОНУ
Сб 9 Ноя - 15:11 автор dimslav
» Ким гоген Перемены начинаются с тебя
Сб 9 Ноя - 1:48 автор dimslav
» ШЕРРИ ТЕНПЕННИ ОБЪЯСНЯЕТ, КАК ДЕПОПУЛЯЦИОННЫЕ ВАКЦИНЫ КОВИД НАЧНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ ЧЕРЕЗ 3-6 МЕСЯЦЕВ
Сб 9 Ноя - 1:04 автор dimslav
» Ким Гоген - Настоящая история Земли
Пт 8 Ноя - 4:38 автор Admin
» Карен Кингстон — предупреждение о новой пандемии, убийственных вакцинах и намеренном уничтожении продовольствия
Пт 8 Ноя - 0:37 автор Admin
» Что такое «Флибуста»
Чт 7 Ноя - 13:35 автор dimslav
» Тьерри Мейсан Место США и Израиля в правительствах ЕС и Франции
Ср 6 Ноя - 23:25 автор dimslav
» Тьерри Мейсан НАТО, мигранты в ЕС и надвигающаяся война в Приднестровье
Ср 6 Ноя - 23:17 автор dimslav
» XVI Саммит БРИКС: Казанская декларация
Ср 6 Ноя - 23:14 автор dimslav
» Тьерри Мейсан Саммит в Казани перевернул мир с головы на ноги
Ср 6 Ноя - 23:10 автор dimslav
» Тьерри Мейсан За взаимными обвинениями Израиля и Ирана кроется реорганизация ближневосточных альянсов
Ср 6 Ноя - 23:08 автор dimslav
» Тьерри Мейсан Иран и Израиль
Ср 6 Ноя - 22:49 автор dimslav
» Время перемен (...снова) - Дэвид Айк.
Ср 6 Ноя - 19:50 автор dimslav
» Лара Логан и Саша Латыпова о сокрытии VAXX в минобороны с FDA
Ср 6 Ноя - 18:38 автор dimslav
» Надвигающийся финансовый крах - Дэвид Айк
Вт 5 Ноя - 22:32 автор dimslav
» Быстрые огненные ответы на вопросы Дэвида Айка в 2020 году
Вт 5 Ноя - 22:31 автор dimslav
» Марк Пассио - 10_24_2024 Повестка дня 2030 Аарон Дэй Шоу Майкл
Вт 5 Ноя - 19:52 автор dimslav
» Разговор суперсолдата - Джимми Пейн - Звездный путь Энтерпрайз
Вт 5 Ноя - 19:43 автор dimslav
» Бенджамин Фулфорд: еженедельный отчет за 4 ноября 2024
Вт 5 Ноя - 6:15 автор Admin
» Новое правило_ Вместе с гордостью _ Реальное время с Биллом Махером
Пн 4 Ноя - 5:14 автор dimslav
» Unrestricted Warfare Ep. 186 Трансчеловеческая антиутопия с доктором Аной Михалчей, доктором Джо Сансоне
Пн 4 Ноя - 1:53 автор dimslav
» Карен Дэнрич «Мила» - История человечества. Фальшивые Вознесенные Мастера
Вс 3 Ноя - 18:59 автор Admin
» Смерть. Стадии умирания, смерти и постсмертии.
Вс 3 Ноя - 9:51 автор Admin
» Бенджамин Фулфорд и Джим-Уилли - самое большое раскрытие, которого никто не ожидал
Вс 3 Ноя - 9:47 автор Admin
» Михаил Кузнецов - Что является главной движущей силой "борьбы с лженаукой" - тупость или продажность наемных болтунов?
Вс 3 Ноя - 9:11 автор Admin
» Документальный фильм, который потряс Грецию - SKAI 1821
Пт 1 Ноя - 22:17 автор dimslav
» Уэс Пенре - Битвы между тенью и светом (новая книга 2024 года)
Чт 31 Окт - 17:20 автор Admin
» Беседа с Джейми Эндрюсом, проект Virology Controls Studies.Саша Латыпова
Ср 30 Окт - 18:13 автор dimslav
» Марк Пассио - Священный дар гнева (полная лекция)
Ср 30 Окт - 14:53 автор dimslav
» ДР. ДЖЕЙН РУБИН - ОБРАЩЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ВСПЯТЬ С ПОМОЩЬЮ КВАНТОВОГО ЗДОРОВЬЯ II
Ср 30 Окт - 14:49 автор dimslav
» Внутренняя алхимия для женщин - РОБЕРТ СЕПЕР
Ср 30 Окт - 14:46 автор dimslav
» Министерство обороны, правительство США, Большая Фарма - все это одно целое - доктор Джейн Руби беседует с Гаретом Айком.rus
Ср 30 Окт - 6:40 автор dimslav
» Питер Мейер - Как спастись от своего рабства 2024/10/28
Вт 29 Окт - 19:09 автор Admin
» Питер Мейер - Раскрытие приносит свет 2024/10/24/
Вт 29 Окт - 18:32 автор Admin
» Питер Мейер - Знания ведут к здоровому образу жизни и свободе 2024/10/21/
Вт 29 Окт - 17:38 автор Admin
» Надвигающийся закон военного времени предупреждает_ Доктор Наоми Вульф предупреждает, что Америка в состоянии войны с глобалистамм
Вт 29 Окт - 14:26 автор dimslav
» Беседа суперсолдата - Исмаэль Перес - Наше космическое происхождение.rus
Вт 29 Окт - 13:10 автор dimslav
» Ложная тревога по поводу климата - Дэвид Айк
Вт 29 Окт - 12:34 автор dimslav
» Парижская Олимпиада_ Когда колдовство не удается.рус
Вт 29 Окт - 5:21 автор dimslav
» Бенджамин Фулфорд: еженедельный отчет от 28.10.2024
Вт 29 Окт - 0:55 автор dimslav
» серия фильмов Vaxxed 1-3 с переводом
Пн 28 Окт - 23:22 автор dimslav
» Брэдли Любящий PODCAST N° 130 - ПРЕОДОЛЕВАЕМ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРУЖИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВАШЕ МЫШЛЕНИЕ, ТЕЛО И ДУШУ
Пн 28 Окт - 20:21 автор dimslav
» Михаил Кузнецов - Дэвид Айк о Лунной Матрице
Пн 28 Окт - 7:01 автор Admin
» Михаил Кузнецов - Пророчества одесского старца о судьбе Украины.
Пн 28 Окт - 6:43 автор Admin
» Михаил Кузнецов - Свидетельство антарктического пилота. Синий лед из-за купола + Сноуден подтвердил теорию "полой Земли" + Американский ученый об артефактах Антарктиды
Пн 28 Окт - 4:52 автор Admin
» М. Кузнецов - Как работает намерение. Джо Диспенза. Как выстраивать новое возможное будущее?
Пн 28 Окт - 6:19 автор Admin
» М. Кузнецов - Цикл статей о Колесах времени
Вт 29 Окт - 9:08 автор Admin
» Михаил Кузнецов - Путешествия в нашем мире с помощью техники сновидения. В 3 частях Фиксация точки сборки и др. статьи об ОС
Пн 28 Окт - 3:49 автор Admin
» Брэдли Любящий Хаос и неразбериха — последние ингредиенты, необходимые для разрушения цивилизации. Часть первая
Пн 28 Окт - 2:01 автор dimslav